search
main
+1

Когда ремонт не стихийное бедствие

Оказывается, его можно не только бросить, но и успешно закончить

Капитальный ремонт школы – настоящее испытание как для учеников с их родителями, так и для школьной администрации. То же самое можно сказать и о муниципальных руководителях, организующих проведение работ. Павловский муниципальный район Воронежской области удостоился самых добрых слов как раз за проведение капитального ремонта школ. Заместителя главы администрации Елену РУБЛЕВСКУЮ даже пригласили поделиться опытом на заседании штаба родительского общественного контроля при общественном совете Департамента образования Воронежской области. «Учительская газета» тоже решила задать свои вопросы.

 

Елена РУБЛЕВСКАЯ

– Елена Николаевна, расскажите немного о школах, других образовательных организациях Павловска и о том, с какого момента ваш район участвует в проекте «Модернизация школьных систем образования».

– На территории нашего района расположено 54 объекта образования и два спортивных объекта. Срок эксплуатации зданий составляет от 40 до 60 лет, а некоторые эксплуатируются и более 60 лет, в связи с этим необходим капитальный ремонт.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 года №1642 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». В рамках данного проекта с 2022 года начала действовать государственная программа «Модернизация систем образования», которая предполагает проведение капитального ремонта школ в период с 2022 по 2026 год.

Для участия в данной программе в 2021 году администрацией Павловского муниципального района оперативно была подготовлена проект­но-сметная документация по двум школам нашего района – павловской средней общеобразовательной школе №3 и Александровской средней общеобразовательной школе.

В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Воронежской области бюджету Павловского муниципального района на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Воронежской области «Развитие образования» на 2022 год нашему району были выделены денежные средства на проведение капитального ремонта в этих двух школах.

Подрядчик по капремонту Александровской школы – ООО «Строй Мастер+» – приступил к выполнению работ 19 марта 2022 года и завершил работы на три месяца раньше установленного контрактом срока. Поэтому 1 сентября дети сели за парты в отремонтированной школе. Подрядчиком для павловской школы №3 было определено ООО «Дон-Строй», объем работ здесь больше, да и сама школа более крупная. Но капитальный ремонт также ведется с опережением графика.

На этом наше участие в региональном проекте «Модернизация школьной системы образования Воронежской области» не завершается. На 2023 год мы наметили проведение капитального ремонта в лосевской общеобразовательной школе №2 в селе Лосево и в Песковской основной общеобразовательной школе в селе Пески. График проведения работ согласован с Департаментом образования Воронежской области с учетом открытия объектов до первого сентября 2023 года.

– В начале ремонта обычно разрабатывается «дорожная карта» с указанием целого ряда мероприятий, необходимых для проведения работ. Как это происходило у вас на примере павловской школы №3 и Александровской школы?

– Сначала был сформирован муниципальный штаб по реализации проекта под председательством заместителя главы районной администрации. В состав вошли руководитель и сотрудники муниципального отдела по образованию, молодежной политике и спорту, начальник отдела по архитектуре и градостроительству администрации Павловского муниципального района, инженеры. Главная задача штаба заключалась в координации деятельности структур, участвующих в программе кап­ремонта, для достижения хороших результатов.

Далее были определены муниципальные координаторы – сотрудники муниципального отдела по образованию, молодежной политике и спорту, сотрудники муниципального казенного учреждения «Межведомственный многофункциональный центр». Их основная задача заключалась в том, чтобы сопровождать школу в процессе капитального ремонта. Сотрудники отдела по образованию курируют учебную деятельность, размещение детей, организацию непрерывности учебного процесса, лицензирование дополнительных мест обучения, соблюдение норм действующего законодательства в организации учебного процесса на время проведения ремонтных работ, согласование программ развития школы. Также они проводят повышение квалификации педагогических работников.

Сотрудники межведомственного центра обеспечивают координацию работ по заключению муниципальных контрактов, их своевременное подписание, а также поддерживают общение с подрядной организацией, следят за качеством и сроками выполнения работ согласно проект­но-сметной документации. Они взаимодействуют со строительным контролем и отвечают за своевременное оформление исполнительной документации и предоставление для оплаты в соответствии с контрактами.

– Одним из важных направлений работы, указанных в «дорожной карте», стало проведение обсуждения с общественностью и согласование дизайнерских проектных решений. Участвовали ли в этом родители школьников и сами дети?

– Сначала немного истории. Здание павловской школы №3 построено по типовому проекту в 1979 году, сегодня здесь обучаются 887 детей. Александровскую школу возвели в 1976 году, в ней сегодня учится 91 ребенок. Капитального ремонта зданий ранее не проводилось, обе школы за время эксплуатации получили серьезный износ основных объектов жизнеобеспечения.

На этапе подготовки к проведению ремонтных работ были организованы родительские собрания, на которых родители вносили свои предложения и пожелания по дизайну помещений, размещению детей для обучения на время проведения ремонтных работ. Управляющий совет школы №3 тесно сотрудничал с родительскими комитетами классов, родители осуществили помощь в организации учебного пространства. Педагоги школы №3 инициировали конкурс на лучший дизайнерский проект эстетического оформления школы под названием «Моя школа», рассматривались различные варианты оформления учебных кабинетов и организации многофункционального зонирования школьных пространств. Идеи выбора цветовой гаммы стен учебных кабинетов, предложенные родителями, были применены в процессе ремонта школы.

– Расскажите об организации горячей телефонной линии для родителей, каковы были обращения и просьбы, что оказалось самым неожиданным, что волнует родителей больше всего во время ремонта школы?

– Горячая линия была организована в муниципальном отделе по образованию, молодежной политике и спорту. Самым частым и популярным вопросом, который волнует родительскую общественность, был вопрос об организации процесса обучения детей во время проведения ремонтных работ. Также родители интересовались, будут ли дети продолжать учиться в составе класса, или их распределят в другие школы, кто будет вести обучение – педагоги своей школы или других школ, в которых разместят ребят. Были вопросы по организации подвоза обучающихся и о питании детей, а в конце учебного года – о проведении Последнего звонка и выпускного вечера. На все вопросы отвечали как сотрудники отдела по образованию и специалисты межведомственного центра, так и директора школ в ходе личной беседы с обратившимися.

– Как организован образовательный процесс на время капитального ремонта?

– Главной задачей стало размещение учащихся и обеспечение непрерывности образовательной деятельности. При этом учитывались возрастные особенности детей. Ребят из Александровской школы разместили в более крупной, которая располагается в соседнем сельском поселении. Именно ее адрес был внесен в лицензию на осуществление образовательной деятельности Александровской школы, как того требуют нормы законодательства. Был утвержден и согласован с ОГИБДД маршрут движения школьного автобуса для подвоза детей, произведена корректировка расписания в обеих школах.

При размещении обучающихся павловской школы №3 возник ряд проблемных моментов, которые предстояло решить руководству школы, отделу по образованию и администрации района. Эта образовательная организация очень многочисленная, и разместить всех ее учеников в остальных школах города не получилось, потому что они и так работают в полную мощность. План размещения менялся неоднократно. Первоначально основной трудностью была доставка учащихся старших классов к местам обучения. После многочисленных корректировок все-таки смогли разместить учащихся в шаговой доступности. При этом учитывались санитарно-гигиенические требования по обучению учеников первых, пятых, девятых – одиннадцатых классов в первую смену. Провели согласование с территориальным отделением управления Рос­потребнадзора, получили положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Школа прошла дополнительное лицензирование объектов размещения детей, чтобы осуществлять учебно-воспитательный процесс в других организациях на весь период капитального ремонта. Параллельно все учителя школы окончили курсы повышения квалификации по проекту «Школа Минпросвещения России».

Несмотря на то что учащиеся школы №3 занимались в разных учреждениях, все дети были охвачены внеурочной деятельностью. Каждый понедельник на первом уроке классные руководители проводили «Разговоры о важном», было налажено сотрудничество с Центром детского творчества, станцией юных натуралистов, детской музыкальной школой, а также активное сотрудничество с Дворцом культуры «Современник». Эта работа продолжается и сегодня, многие ученики посещают секции в детско-юношеской спортивной школе. Школа участвует в проекте «Навигаторы детства», дети активно выступают в очных и дистанционных конкурсах и олимпиадах.

– Как организовано питание детей, когда они находятся не в одном здании, а в разных помещениях?

– Для учеников начальных классов горячее питание было и остается обязательным, приготовление пищи происходит на базе детских садов, ДК «Современник» также предоставил свои производственные площади и оборудование. Повара школы №3 были закреплены за соответствующими учреждениями. И конечно, размещение детей в организациях было своевременно доведено до родительской общественности на родительских собраниях.

– Елена Николаевна, с какими неожиданностями столкнулись во время работы? На что вы бы посоветовали обратить внимание коллегам и школьным директорам, также участвующим в ремонте школ сегодня?

– Важно уделить особое внимание изучению сметной документации по видам работ, материалам и поставляемому оборудованию на предмет контроля за используемыми материалами, оборудованием или заменой их на идентичные с характеристиками не ниже заложенных в сметном расчете. Необходимо сверять сметную документацию до проведения ремонтных работ в плане демонтажа систем видеонаблюдения, оповещения, пожарной сигнализации, связи, а потом проследить, как все это было восстановлено в первоначальном виде.

– Насколько полезно привлекать родителей и самих учеников к ремонту школ? На что они реально могут повлиять?

– Участие родительской общественности в процессе капитального ремонта школ – это очень важный фактор. Во-первых, это возможность получить ответную реакцию на деятельность администрации школы, узнать мнение детей и их родителей, организовать совместное решение непростых задач. Родители высказывают свое мнение по организации зон коворкинга для детей, по выбору цветовой гаммы при проведении ремонтных работ, по необходимости оснащения школы современным оборудованием. Такое взаимодействие позволило снять напряженность среди общественности и оперативно реагировать для решения возникающих вопросов.

Татьяна МАСЛИКОВА, Павловск, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте