Египтяне называют великую реку Нил именем «аль-Бахр» – море. Они, как дети, радуются и празднуют первые итоги своей революции долго и эмоционально, может быть, даже чересчур долго. Впервые с революции 1958 года простые люди почувствовали свою значимость и гражданское единение. Терпеливые египтяне будто вновь услышали лозунг Насера к египетскому народу: «Выше держите головы. Вы не рабы, вы свободные люди».И египтяне подняли головы. Каждую пятницу сотни тысяч людей выходят на митинг – то ли праздновать победу, то ли выдвигать новые требования.
– Свержение Мубарака – это только малая часть революции, – поясняет мне египтолог доктор Хасан Забер, активист движения Кифая. – Впереди самое сложное – поменять систему, добиться свобод и действий реальной оппозиции.Еще несколько дней назад Хасан подносил камни тем, кто был на передовой. Когда ситуация пошла вразнос и волна неизвестно откуда появившихся «сторонников Мубарака» ринулась штурмом на площадь Тахрир, к переодетым полицейским присоединились люди, выдающие себя за «бедуинов» пирамид. Один из них признался мне в приватной беседе, что ему лично заплатили 500 фунтов, пообещали жилье и право вести раскопки и торговлю, если они пойдут на площадь требовать свержения министра по «тарелочкам» (древностям) Захи Хаваса.В самый тяжелый момент, когда каменный дождь обрушился на город, когда Мубарак выпустил из тюрьмы преступников, переодел активистов партии и полицейских в гражданскую форму и пустил всю эту кодлу атаковать площадь Тахрир, именно братья-мусульмане встретили врага на передовой как самая организованная часть протестующих. Во время военных операций коллективный дух и разум не всегда хороший советчик. Тут нужно четкое и оперативное управление боевыми действиями, тыловым снабжением, мобилизацией людей «на оборону». Если бы в этот момент протестующие дрогнули и освободили площадь, все бы было кончено. Коллективный дух и разум прекрасен во время мирного противостояния, ибо Мубарак не смог найти лидеров, с которыми бы ему удалось вступить в переговоры.Для меня революция в Египте – подлинно народная революция. Когда половина страны ввергнута в социальный ад, когда кругом нищета и коррупция, когда тридцать процентов населения безграмотны, когда феллахи обанкрочены ростом цен на горючее, когда эпидемии и страшные болезни выкашивают бедных и нуждающихся в куске хлеба – что остается делать молодым людям, которым готовят участь обслуги на курортах?! И это еще лучшая участь, которая им предназначена.«Терпение – благо», «Терпение – наипрекраснейшее из достоинств», «Терпеливых любит Аллах». Эти пословицы самые популярные в Египте. Они встречаются на каждом шагу.Терпение проповедуют верхи и низы. О терпении пишут в газетах и книгах, лозунги, призывающие к терпению, можно увидеть в витринах магазинов, на бортах грузовиков. Слово «сабр» – «терпение», кажется, выведено арабской вязью и на лицах безропотных и трудолюбивых египтян.Чтобы это понять, достаточно спуститься в город мусорщиков, где семьи подчас живут на сто египетских фунтов (приблизительно 20 долларов США) в месяц, или зайти в тот же квартал мусорщиков, где из склепов сделали дома, а из могильных плит – столы. Да что там трущобы! На красочной, предназначенной для иностранцев витрине – рынке Хан эль Халили – есть одна зона, которую показывают чужеземцам.Я не побрезговал и однажды спустился в эту внутреннюю, подземную часть города, и мне открылось фантастическое зрелище. Юнцы и старики, орудуя деревянными молотками и железными резаками, вычеканивали и вырезали, выбивали из подручного материала ноту «ля» («нет» по-арабски). Кто-то кашлял, кто-то пел песни про любовь. Здесь, на подземном уровне, они делали те сокровища, которыми торговали на серединном уровне для тех, кто живет на уровне верхнем. Золотые побрякушки хенд-мейд для золотого миллиарда.Какое у бедолаг с нижнего уровня было будущее при Мубараке? Так и остаться прислугой и рабами? С этой участью они смириться не захотели и вышли на улицы, присоединились к братьям-мусульманам!Пытаясь противопоставить что-то популярности социалистических идей Гамаля Абдель Насера, идеологи Анвара Садата и Мубарака придумали насаждать идеологию ислама. Но, как и в Афганистане и Алжире, власти Египта не смогли удержать исламистов под своим контролем. Процесс стал необратимым и непредсказуемым. Если в 60-е годы в платках на учебу и работу в офисы ходили только двадцать процентов женщин и девушек, то сегодня эти показатели стопроцентные. На книжной ярмарке в Каире в 2010 году я встречал многих русских девушек в никабе. Ревнивые мужья прячут их белую кожу от солнца.В Египте наряду с ваххабизмом и буквализмом засилье саудисткой культуры. В татарском обществе женщина играет активную социальную роль. Она, если надо, и на коне помчится. Я знаю, что в Киргизии киргизки считают непредпочтительным выходить замуж за узбеков и уйгур и легко выходят за казахов и татар из-за разного отношения к женщинам у разных мусульманских народов. Египет тоже отличается от стран Персидского залива и может дать фору им в пальме первенства в вопросах богословия. Каир – ворота арабского мира, Каир – крупнейший образовательно-религиозный центр. В Каире самый знаменитый исламский институт Аль-Азгар. И мне непонятно, почему богословы Аль-Азгара не остановят распространение никаба, если при пророке Мухаммеде такая форма одежды не была распространена.У братьев-мусульман большая популярность среди простого, истосковавшегося по справедливости народа. За время революции эта популярность возросла. Во многом благодаря незаурядному мужеству братьев-мусульман борьба переместилась на политическую плоскость, где они вполне могут рассчитывать на хорошие дивиденды. Египетские политологи считают, что на будущих выборах в парламент «братья» получат от 40 до 60% голосов, если выборы пройдут весной. Однако если выборы пройдут позже, то «братья» получат в два раза меньше голосов. Скорее всего, в Египте все будет развиваться по турецкому варианту. Большинство в парламенте у промусульман, а реальная власть у военных, которых контролируют, кормят и обеспечивают оружием американцы.К русским отношение в Египте превосходное. Многие помнят, как русские строили алюминиевый комбинат, металлургические заводы и великую Асуанскую ГЭС. Русские и арабы работали бок о бок, как братья. Много интеллигенции прошло через советские университеты. Советский Союз для них – это светлые воспоминания. Русский не воспринимается египтянами как «белый эксплуататор».Симптоматично, что даже в часы острого противостояния с Мубараком факты мародерства в центре Каира носили единичный характер. Самые большие беспорядки и разрушения произошли в промышленном центре Египта – Суэце. Мародеры в городе и его окрестностях сожгли полицейские участки, пожарные части, разграбили и подожгли автосалоны и крупные магазины, проникли на виллу губернатора и перерезали там всех кур.В Суэце очень много западных промышленных компаний. Там вновь и вновь проходят забастовки и стачки с требованием улучшения качества жизни. Многие говорят о беспощадной эксплуатации их труда западными промышленниками и большом разрыве уровня доходов между бедными и богатыми. Как бы эти протестные настроения не подтолкнули страну к хаосу!Другие считают, что все протесты против маленьких мубараков на местах – частные случаи, а уровень культуры у египтян выше, чем у сомалийцев, и они не скатятся до уровня межклановой борьбы и войны всех против всех, однако разделения страны на две части по примеру Судана опасаются. До сих пор многие патриоты-панарабисты ставят Абдель Насеру в упрек, что он сдал богатый нефтью и золотом Судан. Анвару Садату припоминают то, что он не сумел объединиться с Ливией в единое государство.Что касается Ливии, то сейчас все взоры думающих египтян обращены в ее сторону. По Каиру поползли слухи, что все революции – и в Тунисе, и в Каире – затевались для сброса Кадафи. Лидера Джамахирии хотели взять при помощи революций в соседних странах в тиски. Однако расчет не оправдался на сто процентов, и теперь региону грозит гуманитарная катастрофа. А саму Ливию ждет раздел на несколько частей. Вопрос войны в том, у кого останутся нефтяные порты.Тридцать процентов египтян неграмотны. И дело даже не в том, что не хватает школ. Школы есть, и образование де-юро считается бесплатным. Просто многие феллахи не понимают, зачем их детям учиться и тратить время, если они все равно будут работать на земле. Пусть лучше идут работать и вносят свой посильный вклад в бюджет семьи. Нет работы – пусть идут клянчить на улицы. С другой стороны, в Египте есть районы, больницы, школы для богатых и для бедных. Разумеется, и условия образования в них разные. В соответствии с законом о бесплатном обязательном образовании от 1981 года все египтяне в возрасте от 6 до 14 лет должны иметь базовое образование, включающее начальную и подготовительную ступени. Дальнейшее образование зависит от возможности учеников.Я видел школы бедняков в трущобах Каира и посещал отдельные прекрасные школы для девочек в Суэце, я заходил в современные библиотеки, которым позавидовали бы в России. Я видел шале Сохно, возле которых с детьми прогуливаются иностранные гувернантки. Они общаются с отпрысками состоятельных семей исключительно на английском. Одна моя знакомая, Настя, платит за учебу своего ребенка несколько тысяч долларов в год. Девочке пять лет, и я так и не понял до конца, в какую такую элитную английскую школу она ходит, если ей пять лет. Но для богатых предусмотрена и система раннего образования. Хочешь – иди в школу, хочешь – в платный парк играть.Впрочем, во время революции во избежание инцидентов все занятия были отменены и школы не работали даже при посольствах. Если каирцы опасались за свое имущество, что уж говорить про детей! Когда я уезжал из Египта, эти вынужденные каникулы продлили еще на неделю, и так получилось, что дети отдыхали уже целый месяц.Если бы армия хотела, она бы в три счета разогнала демонстрации. Но армии выгодно создавать видимость угрозы и видимость своей необходимости. Мубарак вначале тоже опирался на войска. Но потом забыл о своем военном происхождении, и поток преференций и помощи заметно поиссяк. Мубарак стал больше опираться на партию и полицию. А зря.Лозунг «Народ и армия едины» – самый актуальный. Полицию уже никто не уважает. Когда возникают споры, многие полицейские спасаются бегством, а армия – единственный государственный институт, к которому египтяне по-прежнему относятся с трепетным обожанием. Армия долгие годы поставляет стране элиту, служить в армии очень престижно, и потому военная машина аккумулирует самых образованных людей и самых больших профессионалов в своей области. Последние три президента Египта – выходцы из армейской среды.Когда полиция исчезла с улиц города, именно армия встала на защиту правопорядка. Сейчас комендантский час длится с 12 ночи до 6 утра. И через массу заградительных кордонов в центр города в это время уже не проехать.Как-нибудь я напишу рассказ о том, с каким боем мы пробивались через эти кордоны и блок-посты. О том, как молодые солдатики и матерые офицеры перелистывали мой паспорт с одной целью – а нет ли там израильской визы? О том, как мой проводник и гид по ночному Каиру – зубной врач по совместительству – показывал удостоверение врача и твердил, что он везет раненого репортера в больницу.Впрочем, это уже совсем другая история. Главное, чтобы у трудолюбивого, доброго, жизнерадостного египетского народа получилось осуществить все свои мечты и построить свободное равноправное общество. Провести честные выборы и принять новую конституцию.Ильдар АБУЗЯРОВ, бывший учитель истории, писатель, лауреат Пушкинской премии, Москва – Каир – Москва
Комментарии