search
main
0

Когда радость меркнет

Посреди свалки клумбу не разобьешь

Год педагога и наставника успешно стартовал. Набирают ход мероприятия по повышению общественного статуса учителя, тиражированию профессиональных достижений, золотых крупиц опыта лучших. Звездные уроки лидеров образования и воспитания, несомненно, вызывают восхищение, гордость за педагогов, обладателей одной из самых гуманных общественно значимых профессий.

Стоит отметить, что стремление к идеалу, постоянный поиск и инициатива всегда были свойственны российской школе на всех ее ступенях. Уже на первой встрече с коллективом Брянского кооперативного техникума на модных тогда, во время перестройки, выборах директора была поддержана программная установка не только на подготовку высококлассных профессионалов своего дела, но и на воспитание духовно богатой личности, знающей смысл своей жизни, верящей в свои возможности. Потом с коллегами-единомышленниками мы подняли для себя планку. Были созданы коммерческие структуры для приобретения студентами практического опыта в предпринимательстве, что прописано теперь в недавнем законе президента об учебно-производственных комплексах при учреждениях среднего профессионального образования. У нас уже тогда появились действующий магазин «Надежды Меркурия», студенческое потребительское общество, учебная торговая фирма, торговый отряд. Техникум стал членом Торгово-промышленной палаты. Внедряли и постоянно совершенствовали живую педагогику, улавливающую дыхание жизни. Приятно осознавать, что мы выбрали верный путь.

Живая педагогика – это прочная основа современного образования. У нас много замечательных школ, ученых, учителей, управленцев, о которых мы узнаем из каждого номера «Учительской газеты». Вселяет надежду стремление этих лидеров образования вносить в школьное дело лучшие отечественные и зарубежные практики.

Однако яркое чувство радости от успехов и достижений педагогов, мастеров-новаторов, к сожалению, меркнет, когда общаешься с родителями, бабушками и дедушками, внуками, их друзьями, коллегами, размышляешь над выступлениями экспертов и оппонентов текущих реформ в образовании. И здесь, к большому огорчению, о «породистых» учителях, по определению замечательного педагога Виктора Николаевича Сороки-Росинского, речь заходит намного реже, чем об аморфных, безличных и «беспородных» горе-педагогах. Именно их недопустимый брак в работе порождает недовольство и разговоры о том, что школа не учит детей учиться, на школу надежды нет, дети ее не то что не любят, а ненавидят… Вместо внимательной оценки познавательного и личностного роста ученика в школах постоянно используются многочисленные тесты, учителя вынуждены восполнять скучную и малопродуктивную работу на уроках повышенным объемом домашних заданий. От учеников постоянно требуют подготовки рефератов, докладов, выступлений с помощью Интернета, непременной регистрации на различных учебных платформах. В то же время богатые возможности информационных технологий на занятиях в школе не используются достаточно активно. Цифровая трансформация осуществляется часто без учета здоровьесберегающих технологий. Очень жаль, что приходится согласиться с тем, что обучение превратилось в нудный и управляемый страхом процесс, который не развивает ум.

Многие конфликты у родителей с педагогами возникают, потому что забыта простая истина. Необходимым условием успешности образовательного процесса должно быть тесное взаимодействие родителей со школой с использованием для этого самых разнообразных форм и методов. Попасть же в школу сегодня – проблема, свои номера телефонов учителя не дают, не отвечают на звонки, требуют соблюдать субординацию. Забыт важный педагогический принцип единства семьи и школы.

Как же быть? Переходить на домашнее воспитание с помощью репетиторов, обучаться в частных дорогостоящих школах? Это абсолютно нереально для большинства родителей. Тем более со всех высоких трибун говорят о доступности нашего образования. На практике пока видно стремление к разделению общества на уровни. Но ведь только укрепляя и развивая массовую школу, а не отдельные элитные, особые учебные заведения, мы можем стать мощной и самодостаточной державой. К тому же посреди свалки клумбы не разобьешь.

Заметим, что основоположник отечественной научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, 200‑летний юбилей которого мы отмечаем в этом году, последовательно отстаивал интересы широких народных масс в области образования. Он справедливо считал, что образовательная деятельность по своему обширному значению и огромной важности если не превосходит, то по крайней мере равна делам государственной важности.

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте