search
main
0

Когда придет Слава? Организация образовательного процесса ребенка с синдромом Дауна

До недавнего времени дети с синдромом Дауна не имели возможности получать образование в нашей стране. Эти дети считались необучаемыми. В результате произошедших в России в последнее десятилетие XX века демократических перемен, ратификации международных конвенций в области прав человека кардинально изменилась система специальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Конвенции о правах ребенка (1990 г.) «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».В 2009 году в 1-й класс нашей школы поступил ученик с синдромом Дауна – впервые за всю сорокалетнюю историю города Снежногорска. Он находится на индивидуальном обучении.

Краткая характеристика ученикаВ школу Слава поступил в возрасте 7 лет 2 месяца. До школы посещал коррекционную группу в дошкольном образовательном учреждении. Воспитывает Славу одна мама.Состояние здоровья: синдром Дауна, близорукость, снижение слуха, астма, заболевание щитовидной железы – 4-я группа здоровья.Состояние психических процессов: концентрация и переключаемость внимания снижены. Все виды памяти грубо нарушены. Мышление тугоподвижное, конкретное. Пространственная ориентация затруднена. Уровень познавательной активности низкий, отсутствует критичность к результатам своего труда. Повышенная утомляемость и истощаемость. Не сформирована учебная мотивация. Слабо развита мелкая моторика. Быстро теряет интерес к любым заданиям. При малейших трудностях отказывается работать.  Состояние речевого развития: нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи. Грубо нарушены звукопроизношение и слоговая структура слова. Фонематическое восприятие снижено. Словарный запас качественно неполноценен, ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики. Фраза из 2-3 слов, аграмматична. Связная речь не развита. Обращенную речь понимает не в полном объеме из-за крайней бедности словаря. Составление рассказа по картине или серии сюжетных картин недоступно. Заучивает короткие стихотворения, однако быстро их забывает.Особенности поведения: Слава легко идет на контакт с незнакомыми людьми, не осознавая опасности, которая может исходить от них. Часто убегает от взрослых, принимая это за игру. Дважды разыскивался милицией во время поездок в Мурманск (уезжал один на автобусе, маршрутном такси). В 1-м классе был случай его ухода из школы домой. Неоднократно забирался в чужие машины, если они не закрыты. Сильные стороны ребенка: коммуникабельность, жизнелюбие, открытость, доброта, достаточно высокий уровень имитационных способностей, относительная сохранность эмоций.Цель своей работы вижу не столько в обучении ребенка грамоте, счету и другим предметам, так как его продвижение по этому пути весьма затруднено, сколько в создании наиболее оптимальных условий для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др.). Ставлю следующие задачи:- компенсация и восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;- преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей;- интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество;- формирование положительного отношения ребенка к учению, окружающим людям;- социальная адаптация ребенка, подготовка его к жизни в обществе.Система работы с особым ученикомДостижение оптимального уровня развития особого ребенка возможно только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления его индивидуального развития: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социокультурное. Большую помощь в работе с моим учеником мне оказывает служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (ППМСС), успешно функционирующая в школе с 2000 года. На основе диагностики ребенка данная служба обеспечивает учет его индивидуальных психологических особенностей, отслеживает динамику развития, способствует своевременному разрешению проблем.Работа со Славой началась еще до его поступления в школу. Являясь воспитанником дошкольного учреждения, он посещал занятия по коммуникации. Руководитель службы ППМСС Е.Н.Ошкина, изучив опыт работы шведов по обучению неречевых детей способам коммуникации, организовала в школе проведение данных занятий. И хотя Слава в отличие от остальных детей владел речью, он получил возможность взаимодействовать и общаться с другими детьми в рамках учебной ситуации, ознакомиться со школьной обстановкой.Следующим этапом работы со Славой стала разработка индивидуальной программы сопровождения (ИПС), которая велась по определенной схеме.1. Анкетирование родителей. Маме было предложено оценить важность и доступность для ребенка ряда социокультурных и учебных умений по шкале: уже умеет, может освоить, доступно частично, недоступно. Кроме того, предлагалось перечислить, какие еще умения необходимы ребенку в будущем. Изучив результаты анкетирования, я увидела, что приоритет мама отдает формированию у Славы социокультурных умений и навыков и музыкально-ритмическому воспитанию. Следующими по важности шли учебные умения. Второстепенными мама считает умения покупать продукты в магазине, пользоваться общественным транспортом, готовить себе еду, самостоятельно гулять. Таким образом, был изучен социальный заказ родителей. 2. Проведение психолого-педагогического консилиума.Все участники службы ППМСС обсудили проблемы ребенка и спланировали совместные действия администрации школы, родителей, узких специалистов (логопеда, психолога) и педагога по их коррекции и созданию условий для максимального развития. Система комплексной помощи ученику предполагает коррекционно-развивающую работу педагога, логопеда и психолога.Мама Славы сторонник его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Поэтому были обговорены все возможные варианты интеграции, ориентированной на уровень психического развития ребенка:- частичная интеграция ученика во время уроков музыки, изо, физкультуры и ритмики в 1, 2-м  классах VII вида; для этого я составила гибкое расписание; – временная интеграция ребенка во время перемен, в спортивном зале (тренажеры), в столовой, при организации внеклассной работы (конкурсы, праздники, различные воспитательные мероприятия); – посещение танцевального кружка в Доме детского творчества, так как Слава любит танцевать и именно в этой деятельности добивается максимального успеха.3. Оформление индивидуальной программы сопровождения ребенка-инвалида по форме, утвержденной в нашем учреждении (см. приложение). В ней отражены все решения консилиума, определены сроки реализации, назначены ответственные. 4. Разработка рабочих учебных программ. Первоначально Слава обучался по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Мама явно завышала способности ребенка. Ей было трудно признать, что Слава нуждается в более простой программе. Постепенно нам удалось убедить маму в необходимости смены образовательного маршрута ребенка. По рекомендации областной психолого-медико-педагогической комиссии сейчас Слава обучается по более легкой программе. Рабочая учебная программа разрабатывается мной на основе интеграции следующих программ:- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей (под редакцией А.Р.Маллера); – Программа обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М.Бгажноковой); – Экспериментальная программа обучения и воспитания детей-сирот с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (автор Ю.А.Афонькина и др.). Интеграция этих программ позволяет мне максимально учитывать индивидуальные особенности моего ученика при реализации программы по различным учебным предметам. Серьезные отклонения в перцептивной и умственной деятельности ученика не дают ему возможности полноценно воспринимать учебную информацию. Поэтому при обучении стараюсь давать информацию в доступном для него виде, опираясь на сохранные анализаторы и функции, максимально используя сильные стороны ребенка и учитывая особенности его развития. При разработке программы особое внимание уделяю социальному и эмоциональному развитию, выработке навыков коммуникативного поведения.5. Проведение итогового психолого-педагогического консилиума.Подводятся итоги реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка, специалисты дают рекомендации для мамы. При этом главный акцент делается не на усвоение ребенком учебных знаний по различным предметам школьной программы, а на опыт его социального продвижения.Методический аспект организации образовательного процесса Для обеспечения эффективности образовательного процесса я занималась поиском специальной литературы по работе с детьми с синдромом Дауна. Оказалось, что такой литературы очень мало. Большую помощь в практической работе мне оказала книга Д.Хорстмайер «Преподавание математики детям с синдромом Дауна». Применяя на практике ее рекомендации, я отобрала те из них, которые подходят моему ученику, дополнила их своими находками. Основные принципы организации занятий    Постоянная опора на зрительные впечатления, зрительную память. Я использую разнообразные яркие наглядные пособия.    Использование практических заданий и пособий, которые можно потрогать. Слава успешно решает примеры на сложение и вычитание в пределах 10 на счетах, причем степень его самостоятельности значительно возросла.    Использование структурированного подхода с некоторой долей гибкости. Моему ученику очень нужна стабильность, когда он знает, что за чем следует. При этом он чувствует себя увереннее. Если заранее не сообщить ему о планах, он может заупрямиться и отказаться чем-либо заниматься. Чтобы этого не происходило:- создаю иллюстрированный план как урока, так и всего дня (с помощью табличек, на которых в доступной для него форме изображены виды деятельности), и всегда четко следую этой структуре. В этом случае Слава легко переходит к другому виду деятельности, сам сообщает мне, чем дальше будет заниматься; – иногда словесно заранее предупреждаю Славу о том, что его сейчас ждет: «Сейчас мы пойдем на ритмику, а пока почитаем».    Создание ситуаций, чтобы ученик мог применить свои навыки в реальной жизни. Отправляю его в столовую, где он сам выбирает себе завтрак, посылаю в кабинет изо, где он часто забывает очки. Увидев, что на лестнице валяется коробочка из-под сока, и выяснив, что это Слава бросил ее, попросила сходить за ней, принести в класс и выбросить в ведро. С тех пор Слава всегда выбрасывает мусор в ведро. Главное, надо стараться, чтобы эти задания не были слишком сложны для ребенка и вселяли в него большую уверенность в себе, создавали дополнительную мотивацию.    Использование системы немедленных наград. Для моего ученика непонятна ценность хороших отметок. Потому для его стимулирования я применяю систему немедленных наград (штампики, наклейки в тетрадку, фишки и т. д.).    Ограничение количества наглядной информации на одной странице. Славе бывает трудно сосредоточиться, если на одной странице учебника содержится слишком много задач, используется много различных цветов, картинок. Все это отвлекает его внимание. Пока Слава не рассмотрит все иллюстрации, не назовет все предметы, он не приступит к выполнению конкретного задания. Я использую рамку – листок бумаги с вырезанным окошком. Можно ксерокопировать задания таким образом, чтобы нужное задание было набрано увеличенным шрифтом и на странице больше ничего не было, только само задание и место, где нужно вписать ответ.     Использование тетрадей с крупными клетками и в широкую полоску позволяет минимизировать требования к мелким движениям.    Самый эффективный способ регулирования поведения ребенка – похвала и выдача каких-то наград. Наказание ребенка в случае плохого поведения не слишком успешно, так как часто дети с синдромом Дауна не способны понять причинно-следственную связь между своим собственным поведением и наказанием со стороны учителя. В такой ситуации я начинаю заниматься тем, что Славе интересно, например играть с мячом или на компьютере, и приглашаю его присоединиться. Он забывает о своих обидах и легко включается в новый вид деятельности. А затем, когда он успокоится, мы возвращаемся к тому виду работы, который был запланирован.    Создание ситуации успеха в самом начале занятия просто необходимо. Я стараюсь начинать занятие с легкого, знакомого ребенку задания, с которым он наверняка справится. Это придает ему чувство уверенности.    Важно постоянно тренировать кратковременную и долговременную память ребенка. Отличный способ это сделать – музыка. Детские песенки, считалки помогают запомнить последовательность чисел. Разучивая стихи, мы со Славой бросаем друг другу мяч, по очереди произнося слово. Таким образом он легко заучивает небольшие стихи.    Использование мнемонических приемов интересно само по себе и к тому же облегчает учебный процесс. Решая примеры, мы используем жесты, которые изображают смысл действий сложения и вычитания. В этом случае Слава не путает знаки «+» и «-».    Славе очень нравится работать с калькулятором. Причем он становится более сосредоточенным. Трудности возникают лишь при работе с клавишами из-за проблем с мелкой моторикой. Поэтому я использую калькуляторы с крупными клавишами.    Занятия стараюсь проводить в теплой, веселой, психологически комфортной атмосфере, постоянно использую игровые моменты.    Использование компьютерных программ, как обучающих, так и закрепляющих навыки, вызывает у Славы большой интерес. Яркие образы, веселые звуки, немедленное подкрепление правильного ответа или порицание за неправильный ответ привлекают его. Слава с удовольствием работает на компьютере, умеет самостоятельно его включать. На уроках я использую развивающие игры «АДАЛИН» для дошкольников.Эти принципы использует и мама Славы, которая постоянно занимается с сыном. Благодаря нашему сотрудничеству, в ходе которого мы обсуждаем возникающие трудности и удачные находки, особенности поведения и эмоциональной сферы ребенка, нам удалось достигнуть хороших результатов. Результативность работы1. Несмотря на то что овладение знаниями по учебным предметам второстепенно для Славы, хочу все же отметить, чему он научился:- усвоил практически все буквы (путает 7-8 букв); – читает короткие слова из 2-3 слогов, осознает прочитанное; – усвоил счет в пределах 10; – решает примеры на сложение и вычитание в пределах 10 на счетах; – умеет с помощью линейки чертить отрезок, прямую, прямоугольник, треугольник; – выучил несколько физминуток, сам их рассказывает и выполняет; – накрывает в столовой завтрак на весь класс; – правильно ведет себя в ситуациях приветствия, расставания, звонка на урок и с урока, игры; – переходит дорогу на светофор и многое другое. 2. Но главное, Слава с удовольствием бежит в школу, общается с большим количеством ребят и взрослых, которые его принимают таким, какой он есть. В школе ко мне часто подходят дети и спрашивают: «Когда придет Слава?» – они любят общаться с ним, играть. Слава постоянно участвует в городских и школьных конкурсах и фестивалях. Его выступление на школьном конкурсе «Минута славы» вызвало у зрителей бурные аплодисменты. Кроме того, он активный участник различных мероприятий, проводимых для детей с ограниченными возможностями здоровья.Просветительская деятельностьВажный аспект деятельности при работе с моим учеником – постоянное сотрудничество со средствами массовой информации, так как оно способствует формированию в обществе толерантного отношения к детям с проблемами в развитии.Таким образом, сложившаяся система работы позволяет обеспечивать соблюдение конституционного права моего особого ученика на получение им качественного образования в соответствии с его потенциальными возможностями. ​Ольга ВОЛЬВАЧ, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР основной школы №269 ЗАТО Александровск Мурманской области, победитель XIV Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте