Очень часто мы задумываемся о том, кем станут наши воспитанники, смогут ли они самореализоваться в таком стремительно меняющемся и непредсказуемом мире. В мире, где технологические и информационные прорывы не дают возможности даже предположить, какие профессии будут востребованы обществом в недалеком будущем. Именно поэтому нам, педагогам, необходимо сейчас, опираясь на интересы и способности детей, организуя развивающее пространство, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, направленный на формирование мировоззренческой позиции профессионального выбора ребенка, позиции, которая позволит нашим детям впоследствии стать конкурентоспособными, самодостаточными и успешными личностями.
Обычно о профессиональном самоопределении дети задумываются только в старших классах, и связано это прежде всего с необходимостью выбора направления дальнейшего образования. Однако благодаря столичной программе образования, главной целью которой является создание условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе, ребенка можно готовить к профессиональному самоопределению уже с дошкольного возраста. В нашей школе №283 дошкольные группы являются первой и очень важной ступенью в решении вопроса профессиональной ориентации, поскольку именно в этом возрасте активно происходит развитие инициативы и способностей детей. Реализуя проект «Территория успеха и побед» в дошкольном возрасте, педагоги делают акцент на формировании у детей навыков коммуникации и практического взаимодействия с предметным миром. Для этого в дошкольных группах школы №283 в рамках совместной деятельности взрослых с детьми организуются семейные выходные и клубные дни. В эти насыщенные дни дошколята совместно со взрослыми погружаются в мир профессий. Распределившись по интерактивным центрам, примерив на себя профессиональную роль, выполняя функциональные обязанности, наши воспитанники получают первичные представления о роли человека в профессиональном пространстве. Пережитые эмоции от проигрывания профессионально ориентированных сюжетно-ролевых игр воспитанники выражают в созданных совместно с родителями и воспитателями книгах и альбомах: «Выбирая профессию – выбираешь будущее!», «Кем я хочу стать?», «Флорист», «Кинолог», «Лошадиные профессии», «Лесной адвокат», «Сегодня почтальон, а завтра…», «Стоматолог», «Я хочу быть ветеринаром!», «Автогонщик», «Кодекс сотрудника полиции» и многие другие. Удачным завершающим этапом детско-родительского проекта «Семейные выходные» является участие наших воспитанников в фотоконкурсе «Профессии моих родителей». В ежедневные будни в дошкольных группах тема семейных выходных находит свое отражение в создании родителями и детьми макетов: «Аэропорт Медведково», «Ателье «Софья», «Большая стройка», «Станция московского метрополитена «Медведково», «Башня «Федерация», «Московский цирк», «Безопасный город». Макеты могут выступать не только дидактическими пособиями, но и полем для проигрывания различных профессиональных специальностей: пилот, бортпроводник, таможенник, инспектор-контролер, сотрудник службы безопасности, бортмеханик, мойщик летательных аппаратов, авиадиспетчер, инспектор по досмотру, работник багажного отделения, авиатехник, машинист электропоезда, дежурный по станции, дежурный у эскалатора, каменщик, крановщик, сварщик, дрессировщик, жонглер, иллюзионист, канатоходец и многих других. Ребята принимают активное участие в создании мультфильмов по интересующим их профессиям, рассуждают о различных специальностях и необходимых для них качествах личности. Такое включение в мир профессий является заделом на будущее, так как оно знакомит с широким спектром профессий в дошкольном возрасте, предоставляя тем самым более разнообразный выбор профессиональных предпочтений на последующих ступенях образования. В рамках реализации мегапроекта «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире!» педагоги дошкольного и начального общего образования делились педагогическим опытом на городском мастер-классе «Как знакомить детей дошкольного и младшего школьного возраста с современными профессиями». В рамках мероприятия гости посетили экспозитариум с представленными макетами, в пленарной части ознакомились с системой профориентационной работы и преемственностью дошкольного и начального уровней образования в данном направлении и приняли активное участие в четырех мастер-классах.Результатом реализации проекта «Территория успеха и побед» стала возможность создания на базе корпуса начальной ступени образования – центра «Профград». Центра, который включает в себя интерактивные игровые площадки, копирующие мир профессий в миниатюре. Это игровая зона, которая предоставляет возможность детям погрузиться в мир взрослых профессий.Раннее начало и максимальная реализация вопросов профессиональной ориентации, набирая обороты в дошкольном детстве, передают эстафету начальному и общему образованию, где начинается максимально широкое профессиональное ориентирование ребенка. Мы уверены, что наши воспитанники в недалеком будущем смогут профессионально определиться и реализовать весь свой потенциал, заложенный в дошкольном возрасте.Марианна МИТИНА, воспитатель школы №283
Комментарии