Наставник в образовательном учреждении – гарант повышения качества коммуникации, адаптации и социализации молодых педагогов.
Я работаю в системе образования 45 лет и знаю, что любой молодой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает трудности из-за отсутствия необходимого опыта и практических навыков. Становление учителя происходит сложнее, чем у представителей любой другой профессии, потому что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать педагогом, недостаточно аудиторных программных знаний.
Моя задача как наставника помочь молодому коллеге, чтобы его первое место работы не вызывало чувства неуверенности и дискомфорта. Я стараюсь успокоить коллегу, чтобы его социальная роль, новые взаимоотношения с людьми не пугали и не казались недосягаемыми. На своем примере показываю, как несу ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.
Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому. В нашем коллективе их немало. За годы работы в образовательном учреждении я была наставником у 12 начинающих учителей. Все мои молодые коллеги состоялись как учителя-предметники и классные руководители. Я также возглавляю первичное объединение ветеранов педагогического труда школы, в состав которого входят 50 ветеранов – все наставники молодых и начинающих учителей, частые гости на уроках и мероприятиях.
В результате наставничества мои молодые коллеги стали победителями конкурсов «Самый классный классный», «Учитель года», а их воспитанники – победителями проектных работ муниципального и городского уровней. Мои подопечные успешно готовят ребят к ОГЭ, ЕГЭ и предметным олимпиадам.
В своей работе мы регулярно пользуемся цифровыми продуктами и технологиями, такими как, например, сервисы МЭШ. Молодые педагоги помогают мне в организации волонтерского движения, направленного на повышение компьютерной грамотности у старшего поколения учителей.
Наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Хочу отметить, что в тот период, когда я начинала свою педагогическую деятельность, моим наставником была Мария Васильевна Воробьева, помню ее слова: «Учитель – это когда сердце отдаешь детям!»
Наставничество для профсоюза стало неотъемлемой частью корпоративной культуры. В Отраслевом соглашении между Департаментом образования и науки города Москвы и Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования закреплено: «рекомендовать работодателям организовывать методическое сопровождение молодых педагогов, включая закрепление наставников за молодыми специалистами из числа педагогических работников, показывающих высокие образовательные результаты, а также осуществлять материальное и моральное поощрение наставников в размерах и на условиях, определяемых локальными нормативными актами в соответствии с коллективным договором». В коллективный договор и положение «Об оплате труда и материальном стимулировании работников» нашей школы внесена данная позиция, и я получаю надбавку за наставничество.
Важным трамплином в наставничестве является обратное наставничество, когда между наставником и молодым специалистом происходит обмен опытом, знаниями, навыками и умениями. Опытный учитель не стесняется учиться у молодых специалистов. Надо помнить, что в век информационных технологий наши ученики превзошли нас.
Огромное спасибо профсоюзной организации за помощь в подготовке к конкурсу «Наставник молодых педагогов»-2022, где я стала лауреатом в специальной номинации экспертов «Профессиональный ориентир молодых педагогов». В 2023 году мне вручили ведомственную награду Министерства просвещения Российской Федерации – нагрудный знак «Почетный наставник».
Я горжусь тем, что работаю в сплоченном коллективе единомышленников, и тем, что руководство школы доверяет мне и моим коллегам, привлекает к работе с молодыми и начинающими педагогами.
Наталья СЕМИКОПНАЯ, педагог-организатор школы №1191
Комментарии