search
main
0

Когда от одаренности плачут

Сейчас наука активно изучает детскую одаренность. Но я работаю на факультете начальной школы педуниверситета и вижу, что редкий учитель – студент-вечерник выберет себе спецкурс по этой теме. Потому, вероятно, что она специфична. Педагог думает: в классе не может быть сорока одаренных; у меня одаренного не будет! Но ведь так можно и проглядеть талант! Или же направить его по неверному пути.

Моя дочь окончила школу в тринадцать лет с золотой медалью. Хорошо это или плохо? Буквы она выучила в год, читать начала прежде, чем ходить. Но даже я, педагог, поначалу относилась к этому лишь как к чему-то забавному. Так получилось, что именно дошкольное время было для Ники самым счастливым. Почему? Да потому, что ее не выделяли среди других! Она просто читала то, что хотела, и задавалась интересными вопросами. В четыре года она сказала: “Мама, человек состоит из атомов. Но когда он падает с самолета на Землю, почему атомного взрыва не бывает?”.
Собственно, вот они, первые признаки одаренности: любознательность, увлеченность, “упертость” даже. Первое же условие для развития таланта – пустить его к книгам. И не умиляться на него, а в творчестве разговаривать с ним на равных. До школы я так и делала – у меня дома вечно толпились подростки из агиттеатра. И Нике казалось, что ее мнение всегда будет важно, как для этих ребят!
Начальная школа показала: это не так. Ника начала выделяться. Троечники, хулиганы – те были учителю и одноклассникам привычны. А Ника – нет. Ника нестандартно мыслила, и одноклассников это раздражало. Хотя то были дети из весьма образованных семей – школа-то английская! И они били Нику портфелем по голове и приговаривали: “Ах, ты у нас умная, умная! Вот и получай!”. Почему? Почему начались эти гонения? Потому что в начальной школе умные, тонкие педагоги немного ошиблись: они заставили состязаться в успехах Нику и остальных детей. И лучшие из них – отличники – ей проиграли. А этого нельзя было допускать! Надо было постоянно внушать всем детям, что у них, у каждого, есть свой талант, который просто надо развить.
Однако и Ника проиграла! Я не подготовила ее к гонениям и одиночеству. А она на все четыре года стала в глазах класса “меньшинством”, “ненормальной”. В дошкольный период она была до дури жизнерадостна, теперь ее простодушная открытость высмеивалась.
Но проиграла Ника и в другом. Если общепризнано, что ты одарена, то с тебя начинают автоматически требовать, чтобы ты была идеальна во всем сразу. Нике бы сидеть и спокойно, в свое удовольствие книжки читать, а она, левша, тратила время на крючочки, которые приходилось писать правой рукой! Так требовали. Придирок к нестандартному человеку в миллион раз больше, чем к троечнику.
Первая учительница Ники – прекрасный педагог! Я же старалась смягчить климат в классе: придумывала сценарии праздников, игры. Организовала и родителей. И меня дети любили! А вот Нику – по-прежнему нет.
Услышав, что кто-то когда-то проходил два класса школы за год, Ника задумала из своего класса… сбежать. В конце четвертого класса попросилась в пятый: “Я хочу в ДРУГОЙ класс!”. Ее посадили в пятый, и она должна была до конца года сдать все зачеты за четвертый и пятый. Так и пошло. Но и потом, когда она в восемнадцать лет закончила МГУ, среда людей, с которыми она училась, ее не приняла – чисто по возрасту!
А надо было сделать по-другому! Я только теперь это понимаю. Физиологически она должна была оставаться со своими сверстниками. И идти с ними вровень по многим предметам. Кроме, конечно, того, что увлекало ее больше всего. То есть химии.
Надо помнить, что, даже если восьмилетний ребенок – гений, психических и физических сил у него ровно столько, сколько у восьмилетнего “обычного”. Ника и уставала, как восьмилетняя… И только я знаю, что все время, пока она училась, ей хотелось наконец-то стать как все. И тогда отдохнуть от того негативного неприятия, от того одиночества, которому ее подвергали как и ученики начальной, так и студенты МГУ.
Если бы можно было вернуться назад, я бы поступила, как мама одного знакомого мальчика. Которая не переводила сына через класс, а, видя, что он легко справляется со школьной программой, нагружала его дополнительными занятиями.

Нина ОПАРИНА
Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте