Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: что для нас важнее – их физическое состояние или обучение? Еще Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит сегодня? По данным Минздравсоцразвития РФ, каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25 процентов первоклассников. И чем дальше, тем хуже – более половины детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье. Все, что относится к образовательному учреждению, – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.Сначала мы провели анкетирование учащихся и их родителей, выяснили, что многие взрослые недостаточно информированы о факторах риска, у них нет установки на здоровый образ жизни. 40 процентов учащихся страдали частыми простудными заболеваниями, у половины детей наблюдаются слабость, утомляемость после занятий в школе, частые головные боли. По данным медицинского обследования, у учеников 1-7-х классов нашей школы наиболее распространенными являлись нарушения осанки, плоскостопие, близорукость и хронические тонзиллиты, аденоидит. Составив комплексно-целевую программу по здоровьесбережению учащихся 1-4-х классов, начали работать по ней. Затем создали проект «Здоровье! Будь с нами!». На муниципальном фестивале инновационных проектов в мае 2010 года, представив этот проект, стали лауреатами. Проводим различные мероприятия по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам, увеличили объем двигательной нагрузки учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Организовали родительские собрания по распространению информации о способах оздоровления организма. Пытаемся обучить конкретным приемам и методам оздоровления организма. Создаем систему взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами. Формируем у учащихся понятие осознанного выбора здорового образа жизни. Занимаясь этими вопросами в школе, мы вошли в региональную сеть инновационного комплекса в образовании «Школа – территория здоровья» при Институте развития образования Омской области. Отслеживаем распространенность патологии среди школьников, показатели информированности учащихся в отношении факторов риска и установок на здоровый образ жизни.Формирование здорового образа жизни во многом достигается через воспитательную деятельность со школьниками, организацию досуга, создание условий для занятий физической культурой и спортом. В нашей школе этому вопросу давно уделяется внимание. Например, ОБЖ ведется у нас обязательно с 5-го класса, а в 10-11-х – еще и в профильном обучении. Мы показываем фильмы о вреде курения, разыгрываем различные ситуации на уроках, проводим встречи с психологом, медиком. Традиционными стали такие мероприятия, как дни здоровья, «Папа, мама, я – спортивная семья», пешие, велосипедные и лыжные походы кадет по территории Омской области, показательные выступления.У наших пятиклассников еще с 2004 года по три часа физкультуры в неделю. В 10-11-х классах – по четыре. Наши ребята – кадеты занимают постоянно призовые места в муниципальных, региональных соревнованиях. Они и внешне отличаются от других школьников – рослые, красивые, здоровые. В рамках национального проекта «Образование» закупили спортивное оборудование – лыжи, тренажеры, что и используется на уроках физкультуры. Увеличение физкультурных занятий в школе до 3-5 часов в неделю привело не только к увеличению уровней физической подготовленности и работоспособности, но и к уменьшению распространенности курения. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям, неблагоприятные социальные и экологические условия, которые мы должны принимать во внимание. Но главная наша задача – снизить школьные факторы риска, связанные с неудовлетворительными условиями обучения, нерациональной организацией учебного процесса, низкой двигательной активностью, несоответствием методик обучения возрастным возможностям школьников. Этому способствует и режим работы школы, который воплощается в проекте «Реализация блочно-модульной технологии в классах сельской школы». Уроки у нас выстроены парами, что уменьшает нагрузку в день – вместо 6 уроков 3 пары – и способствует более плодотворной подготовке к урокам. Ведущим принципом является погружение в предмет; чередование предметов по четвертям, увеличение количества часов одних предметов за счет других. Это создает ритмичность и комфортность для учащихся; уменьшает количество предметов, изучаемых в данный период.Постоянно отслеживаем утомляемость учащихся, их удовлетворенность нововведениями. После уроков ведутся элективные курсы, тест-классы, вечером – спортивные секции. Большое значение имеет качественная организация сбалансированного горячего питания. И этот вопрос для нас не новый. Горячее питание в школе со дня ее открытия. До того как нам стали помогать муниципальная и региональная власти, с 2007 года, у нас питались 70 процентов детей. Сейчас – все 100. Старшие школьники едят в школе 2 раза, причем им готовят специально. Ведется профилактическая работа медицинским работником – прививки, медосмотр. Каждое утро проводится 5-минутная зарядка, а в начальной школе – физминутки.На мой взгляд, в школе сейчас есть команда, которая может и должна взять на себя всю ответственность за сохранение здоровья школьников, реализацию профилактических программ, внеурочных спортивных мероприятий, горячее питание, медицинское обслуживание, своевременную диспансеризацию, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, – это психолог, социальный педагог, медицинские работники, руководители дополнительного образования, преподаватель ОБЖ, учителя физкультуры и директор. Все вместе мы сможем создать насыщенную, интересную и увлекательную школьную жизнь, которая поможет нашим детям быть здоровее и счастливее! Елена ГОЛОВКО, директор Ленинской средней школы, Таврический район, Омская область
Комментарии