search
main
0

Когда мы вместе – мы интеллектуальная сила

​«Нерешенных задач не бывает, есть задачи, которые надо решать» – таков лозунг школьных и детских библиотек нашего округа. А задач у нас много, и они очень важные.

Именно школьные библиотеки – первые общедоступные библиотеки для юных граждан страны и неотъемлемая часть системы образования. В ЮВАО 197 школьных библиотек, в которых трудятся 220 библиотекарей. Ежегодно анализируя нашу совместную работу с районными библиотеками, мы четко определяем, что выполнено, что не удалось сделать и почему, выделяем главные направления в работе, составляем годовой план.Школьная библиотека – один из трех китов, на которых сегодня держится школа. В ее работе нынче происходят большие изменения: появляются новые технологии, усложняются запросы, усиливаются требования к качеству библиотечной работы. В ЮВУО уже много лет школьные и детские библиотеки совместно работают на партнерских началах, ежегодно они разрабатывают планы мероприятий на учебный год, в которых школьники, библиотекари образовательных учреждений и детских библиотек непосредственные участники. Такая творческая работа дает возможность не упустить ни одного ребенка, привлекая детей к чтению совместными усилиями. Школьные библиотеки не имеют возможности приобрести все издания литературы краеведческого содержания, тут на помощь приходит районная детская библиотека, куда школьники часто обращаются за дополнительной краеведческой информацией. Школьные и детские библиотеки, расширяя грани своего сотрудничества, приобщают юных граждан к познанию родного края, истории нашего округа, формируют потребность у школьников в изучении краеведческих документов с учетом возрастных особенностей учащихся и рассчитаны на удовлетворение общекультурных и учебных потребностей учащихся. В библиотеках, готовясь к урокам, дети приобретают навыки работы со справочной и энциклопедической литературой, а полученные знания и умения активно используют для подготовки к урокам, конкурсам и олимпиадам.В нашем округе библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, где школьники ведут поиск необходимой информации, а в результате совместной деятельности создают презентации, с которыми знакомят своих одноклассников. Школьные и детские библиотеки ЮВАО проводят цикл занятий «Информационная культура школьникам». В начале учебного года мы определяем темы и даты занятий, где школьники узнают об истории письменности, о древних книгах и библиотеках, о структуре книги, проводятся практические занятия по работе с элементами книги. Сначала используется фонд школьной библиотеки, затем занятия проводятся в детской библиотеке при активном участии родителей.В детских библиотеках округа №№16, 31, 80, 85 организованы клубы для школьников, где учитывают интересы старшеклассников. Заседания клубов проходят один раз в месяц. Школьные библиотекари и учащиеся образовательных учреждений готовят материалы к заседаниям клуба, за «круглым столом» проходят встречи с представителями разных профессий: врачами, учителями, продавцами, библиотекарями. Клуб помогает старшеклассникам выбрать профессию, получить индивидуальную профессиональную консультацию, принять участие в районных и окружных днях информации «Окно в мир профессии». Школьные библиотеки, тесно сотрудничая с районными библиотеками, используют такие формы работы, как литературно-музыкальные вечера, организация семейного досуга, встречи с писателями.Ежегодно в округе проводят семинары для библиотекарей на базе районных библиотек №№16, 31, 80, 85. Кафедра библиотечной работы НМЦ ЮВАО округа ведет целенаправленную работу по координации информационной деятельности школьной и районной библиотек, по повышению квалификации библиотекарей и обмену интересным опытом работы. Совместная работа библиотек двух ведомств – это не одноразовые мероприятия в округе. В 2011-2012 учебном году проведены уже два семинара на базе детских библиотек №31 и №85, где обсуждали такие важные вопросы, как повышение читательской активности школьников, навыков семейного чтения, роль библиотек в формировании культуры учащихся и роль книги как источника информации. Как школьные, так и детские библиотеки стали сегодня центрами поддержки семьи и семейного чтения, взаимодействия педагогов, библиотекарей и родителей по пропаганде чтения, проведению фестивалей, конкурсов талантливых детей, лекций по активизации семейного чтения, составлению методических рекомендаций по привитию любви к книге, к чтению и, конечно, информационно-консультационной деятельности.Сотрудники школьных и районных библиотек округа стали единомышленниками и союзниками в развитии читательского мастерства учащихся, их совместные усилия приносят ощутимые результаты. Кафедра библиотечной работы округа провела в 2011 году анкетирование 613 учащихся 6-х классов образовательных учреждений №№654, 478, 484, 475, 458, 488 микрорайона Текстильщики. Школьной библиотекой пользуются 613 человек, фондом районной детской библиотеки №80 – 542 человека, домашней библиотекой – 287 человек.В сентябре 2011 года проведен опрос 943 учащихся 7-го класса образовательных учреждений №№462, 469, 485, 490, 500, 506, 509, 513, 530, 1274, 1804 микрорайона Южнопортовый. Школьную библиотеку посещают 943 школьника, районную библиотеку №85 – 628 школьников, имеют хорошую домашнюю библиотеку 249 человек. Данные опросов наводят на размышления и помогают выстроить стратегию работы.Школьники нашего округа читают достаточно много и увлеченно, недаром нас называют читающим округом. Учащиеся ежегодно занимают призовые места в городских конкурсах «Книга собирает друзей», «Читаем вместе в классе и семье», в конкурсах на городской Неделе детской книги. Прививать интерес к книге и чтению в округе школьные библиотекари начинают в начальной школе, вместе с районными библиотеками они используют разные формы индивидуальной и массовой работы: читательские конференции, диспуты, групповые беседы по книгам, литературные игры, викторины, утренники, кружки по интересам.В округе 14 апреля 2011 года был проведен очень интересный межрегиональный семинар для школьных библиотекарей «Воспитание и развитие культуры, патриотизма и толерантности у учащихся средствами библиотеки и школьной театральной студии в рамках реализации нового образовательного стандарта» на базе ЦО №491. В работе семинара приняли участие заведующие библиотеками образовательных учреждений Московской области (город Жуковский, ОУ №14, поселок Малаховка, ОУ №№52 и 38, город Люберцы, ОУ №№7, 19, 20, 25, 41, 44 и 53). На семинаре были обсуждены важные проблемы формирования навыков информационной культуры, статуса библиотечного работника, проведения библиотечных занятий с учащимися, реализации федерального государственного стандарта при активном участии школьных и районных библиотек.Интересны грани сотрудничества школьных библиотек с Московским домом книги. Там кафедра библиотечной работы НМЦ проводит семинары для школьных библиотекарей. Эффективными формами стали организация детских праздников, встреч с писателями, обзоры новинок современной детской литературы, встречи с представителями издательств, клубы семейного чтения, составление рекомендательных списков для летнего чтения, шествие по Арбату с лозунгом: «Читаю я – читает вся моя семья».Совместная работа библиотек разных ведомств приносит свои плодотворные результаты. Наши учащиеся читают много и с интересом, используя различные виды чтения: обзорное, углубленное, просмотровое, замедленное, изучающее, легкое, поисковое, исследовательское. А результат – 98% учащихся округа записаны в школьные и районные библиотеки. Общими усилиями родителей, библиотекарей, педагогов удается привить интерес к книге и систематическому чтению.Татьяна ЖУРИНА, руководитель кафедры библиотечной работы НМЦ ЮВОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте