search
main
0

Когда мудрость не завидна? Цикл уроков в 3-4 классах

Тема: “Право на охрану здоровья (Декларация прав человека, ст. 25)”.
Цель: уточнение мер, которые государство должно принять для полного осуществления права на здоровье; ввести понятие “материнство”.
Ход работы
1. Разминка “Сборщики”
Посмотрите, кто-то разбросал за перемену на полу игрушки. (На полу множество мелких игрушек). Мы не можем начать занятие, пока не уберем. Но убирать будем, разбившись на группы по три человека и взявшись за руки. По моему сигналу двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того, как все предметы будут собраны, каждая тройка подсчитает число собранных предметов. (В ходе игры используется веселая энергичная музыка).
2. Обсуждение домашнего задания
Но вот класс убран. Теперь мы можем познакомиться с миром ваших увлечений. Постарайтесь так рассказать о своем хобби, чтобы заинтересовать своих одноклассников. (Рассказы детей).
Помог ли вам составленный режим дня для лучшей организации своего времени?
Режим дня поможет вам сберечь свое здоровье, сохранить свое хорошее настроение и бодрость в течение дня.
3. Игра “Продолжи высказывание”
На доске я написала начало высказывания древнего мудреца Пинандра о наилучшем способе врачевания. Подумайте и закончите его. А потом мы сравним с тем, что написал мудрец много веков назад. (“Лучший врачеватель – … (радость)”).
Мы же говорили, что доброе слово поднимает настроение. А наши приветствия? Давайте хором скажем: “Здравствуйте!”.
Почему люди именно так приветствуют друг друга?
Вспомните, о чем вы думаете, когда болеете? Чего больше всего хотите?
А может ли больной человек полноценно учиться, работать, отдыхать? Получается, что здоровье важно не только для отдельного человека, но и для государства. Ведь только здоровый может успешно трудиться на благо своей страны.
4. Работа с пособием
Охране здоровья посвящена статья 25 Декларации. Прочитаем ее. Какая иллюстрация сопровождает ее? (Это знакомые уже герои “Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина: Царевна-Лебедь, которая рассказывает нам первую часть статьи. Она помогла царице и ее сыну выжить на этом острове. Мать Гвидона передает нам вторую часть статьи).
Подумайте, какие права царицы и маленького Гвидона были нарушены? Скажите, а как наше государство заботится о здоровье граждан? (Дети приводят примеры).
5. Работа в группах
Но если о человеке будет заботиться только государство, а сам человек не будет прикладывать никаких усилий, укрепит ли он свое здоровье?
Как вы думаете, что влияет на ваше здоровье? Составьте в группах на листах, которые я раздам, схему, на которой укажите факторы, влияющие на здоровье. (См. схему).
6. Составление комплекса упражнений для физкультурной паузы на уроке
Кто из вас делает утреннюю зарядку?
К сожалению, не все. Но это можно поправить. На уроках мы проводим физкультминутки. А вам сейчас предстоит разработать новый комплекс упражнений для физкультурной паузы на уроке. Потом представители групп проведут с нами физкультминутку. (Дети в группах составляют и показывают классу комплекс упражнений).
7. Игра “Перевертыш”
Еще древние люди задумывались о здоровье. До нас дошли многие крылатые фразы, которые помогут нам осознать, что здоровье – главное богатство человека.
Поставив в альбоме слова в обратном порядке прочитайте мысль древнегреческого философа и врача Герофила о здоровье. (“Без здоровья и мудрость не завидна”).
Что хотел нам сказать греческий мудрец?
8. Круговая беседа
Задания, которые мы выполняли на уроке, помогут вам продолжить фразы, которые я начну.
Здоровый человек…
Больной человек…
9. Домашнее задание
Даже самый здоровый человек должен постоянно поддерживать, укреплять свое здоровье.
Если мы видим запрещающий знак на проезжей части, то понимаем – это опасно. Попробуйте дома придумать запрещающие знаки для охраны здоровья, глядя на которые, человек задумался бы и понял, что это нанесет ему вред.

Тема: “Жизнь и здоровье
человека”
Цель: профилактика вредных привычек; формирование стремления к здоровому образу жизни.
Ход работы
1. Разминка “Веселая зарядка”
Мы уже провели несколько уроков, устали, а впереди еще напряженная работа. Значит, нужно разрядиться. Давайте встанем в круг. Я буду рассказывать, а вы показывать движениями то, о чем я говорю.
“Веселая зарядка”
Для того, чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину! (Дети “спят”). Тело устает за день, и ему нужен отдых – сон. Но впереди новый день, и впереди много, очень много интересных дел и приключений! Надо подготовить себя к ним. Включить, завести свое тело. Скорее прыгнем на пол! Каждый из вас хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или упавшие на спинку божьи коровки? Удастся перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы – крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть, и полетели. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы – маятники. Тяжелые бронзовые маятники старинных часов. Покачаемся из стороны в сторону, и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из ваших двух ног сегодня выше подпрыгнет – левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты – победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.
(При проведении разминки желательно использовать энергичную музыку).
Вот мы и получили заряд бодрости.
2. Обсуждение домашнего задания
Сохранить заряд бодрости помогут запрещающие знаки, придуманные вами. (Дети показывают и рассказывают, что запрещают знаки).
3. Работа в альбомах “Хорошие – плохие привычки”
Когда вы рассказывали о знаках, несколько раз употребили слово “привычка”. Что такое привычка? (Поведение или действие, ставшее для кого-нибудь обычным).
В альбомах напишите в два столбика “Хорошие привычки для здоровья”, “Плохие привычки для здоровья”.
4. Работа в группах. Рекламный ролик “О вреде курения”
Среди вредных привычек чаще всего встретилось курение. Хотя людям постоянно говорят о его вреде, курящих людей не становится меньше. Представьте, что вам предоставят возможность показать по телевидению рекламный ролик о вреде курения. Каждая группа открывает свою телестудию и начинает работать.
А теперь мы посмотрим антирекламу курению. (Просмотр рекламных роликов).
5. Тест “С чего начать?”
Среди полезных привычек встречалась “Соблюдать чистоту”. Мне очень не хочется никого обижать, ребята, но давайте ответим на несколько вопросов.
Положите руки на стол ладонями вниз. Посмотрите на ногти. О них нельзя сказать словами из учебника этикета времен Петра I, что они черным “бархатом обшиты”?
Есть ли при вас носовой платок? Достаньте его: так ли он безупречно чист, как следует? Выйдите в прихожую, там стоит обувь, в которой вы вернулись с улицы. Приведена ли она в порядок, или вы это сделаете, когда будете выходить из дома? Припомните, пожалуйста: сегодня утром вы мыли шею и уши?
Если сейчас, сию минуту, вас пригласят в кабинет врача для осмотра, не испытаете ли вы неловкости за свое белье?
Как вы думаете, подходят ли к воротникам и манжетам вашей блузки или рубашки эпитеты: “белоснежные”, “абсолютно чистые”, “свежие”?
Наверное, достаточно. На эту тему даже неудобно разговаривать, настолько тут все ясно и бесспорно. Ее можно было бы не затрагивать, если бы кое-кто из ребят не относился к вопросам чистоты и гигиены с некоторым пренебрежением, “по-сойеровски”, так сказать. Помните, когда Том после умывания “вынырнул из-под полотенца, результаты оказались не слишком блестящие, так как чистое пространство, словно маска, занимало только часть его лица, ото лба до подбородка; выше и ниже этих границ тянулась не орошенная водой территория, вверху поднимавшаяся на лоб, а внизу ложившаяся темной полосой вокруг шеи”. Приятель Тома Гек Финн был в этих вопросах абсолютно с ним единодушен. Усыновленный богатой вдовой, он, например, ужасно страдал из-за того, что “каждую ночь укладывали его на отвратительно чистые простыни, где не было ни единого грязного пятнышка, которое он мог бы прижать к своему сердцу, как лучшего друга”.
Конечно, все это вызывает не столько осуждение, сколько улыбку. Пройдет время, ребята поймут, что опрятность и аккуратность – визитная карточка человека. И все же недостаток этот не так безобиден, как может показаться на первый взгляд. Немытые руки одного человека – это угроза его личному здоровью. А немытые руки многих – болезни, эпидемии.
6. Игра “Мыльные пузыри”
Вот и мыльные пузыри, которые Мойдодыр прислал к нам на занятие, напоминают нам о ценности здоровья. Вы узнаете, что хотел вам передать Мойдодыр, расставив слова по порядку. (На доске плакат, где на мыльных пузырях написаны слова высказывания: “Здоровый нищий счастливее больного короля”. А. Шопенгауэр).
Как вы понимаете эти слова?
7. Круговая беседа
Недаром говорят, что здоровье ни за какие деньги не купишь. Это одна из наших ценностей. А что же вы делаете, чтобы эта ценность умножалась и улучшалась? Продолжите фразу: “Чтобы быть здоровым, я…”. (Высказывания детей).
8. Домашнее задание
Кому-то сегодня было трудно продолжить это высказывание. Но наше занятие, надеюсь, заставило и их подумать о своем здоровье. Вспомните, о чем мы говорили, придя домой. В альбомах составьте правила здоровья лично для себя. Но постарайтесь, чтобы эти правила не остались только на бумаге, ведь от этого зависит ваше здоровье.
Ирина ДРУЖКИНА,
учитель начальных классов
Тамбов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте