search
main
0

Когда мама и папа рядом

Что такое семейный детский сад и как родителю стать профессиональным воспитателем

Первые семейные детские сады в Москве появились в 2008 году, было открыто 200 групп с 650 воспитанниками.

Семейный детский сад как дошкольная группа образовательной организации открывается в многодетной семье, имеющей трех и более детей от 2 месяцев до 7 лет включительно, и решает сразу несколько проблем. Это и поддержка многодетных семей, имеющих детей дошкольного возраста, и создание рабочих мест для многодетных матерей (отцов), у которых появляется возможность без отрыва от семьи иметь занятость, достойную зарплату, повышать свою квалификацию, что в свою очередь изменяет в положительную сторону статус многодетной семьи в обществе.

По результатам опроса воспитателей многодетных семей, проводившегося Ассоциацией педагогов семейных детских садов, обозначилась еще одна очень важная составляющая этого проекта. Выяснилось, что семейные детские сады играют заметную роль в преодолении демографического кризиса. Как показал опрос, в каждой семье, имеющей семейный детский сад более двух лет, в среднем за время функционирования родились еще двое детей. Это пятые, шестые и даже девятые дети в семье.

Новый виток развития семейные детские сады получили в 2019 году с принятием постановления Правительства Москвы от 23.07.2019 №937‑ПП «О проведении в городе Москве пилотного проекта по повышению уровня доходов малоимущих семей с детьми». Перед Департаментом образования и науки города Москвы была поставлена задача содействовать открытию семейных детских садов.

Сегодня в Москве семейные детские сады открыты в 268 образовательных организациях, в том числе в 27 ресурсных школах, – это 1239 дошкольных групп и 4190 воспитанников, в том числе 57 детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Воспитателем или помощником воспитателя в такой группе выступает один из родителей. При этом семейный детский сад становится для родителя основным местом работы.

Воспитательно-образовательная деятельность в семейном детском саду осуществляется по образовательным программам дошкольного образования, также в обязанности воспитателя (помощника воспитателя) входят присмотр и уход за детьми, организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечение соблюдения личной гигиены и режима дня.

Подходы и принципы построения воспитательного процесса в семейном детском саду учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей.

В организации деятельности семейного детского сада многодетной семье оказывается методическая и консультативная помощь. Его воспитанники могут использовать инфраструктуру школы, в частности посещать музыкальные и физкультурные занятия, заниматься с педагогами, обучаться плаванию, принимать участие в общих праздниках. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании школы, так и в домашних условиях.

Использование ресурсов школы помогает грамотно проводить занятия с детьми, появляется возможность повысить квалификацию или получить образование (даже второе высшее) и в дальнейшем перейти на должность воспитателя в школу.

Городской психолого-педагогический центр в свою очередь оказывает поддержку многодетным семьям как в очном формате, в форме вебинаров, так на онлайн-консультациях. На сайте Городского психолого-педагогического центра работает ресурс «Воспитателю семейного детского сада», где можно получить информацию по организации и функционированию семейного детского сада, повышению квалификации, ознакомиться с актуальными программами дошкольного образования, а также получить консультацию по сопровождению дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Подробнее ознакомиться со всеми опциями ресурса «Профессиональные консультации. Навигатор для специалистов» можно на сайте Городского психолого-педагогического центра gppc.ru/work/preschool/teacher-navi.

Анна ОБРАЗЦОВА, методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте