– Разрешите? – в кабинет Петра Ивановича Полоухина, директора Таврической средней школы №1, вошел подтянутый молодой человек. – Зашел поздороваться. Докладываю: нынче оканчиваю танковый институт, оставляют работать преподавателем. – Молодец, Максим! – Петр Иванович от души жмет парню руку. – В танковом уже двое «наших» педагогов. Так держать!
Армия педагогов, вырастающих из первой Таврической, пополняется неуклонно. Валерий Неруч, кандидат экономических наук, преподаватель Новосибирского Академгородка, Александр Струкен, доцент Омского педагогического университета, Николай Широченко, доктор медицинских наук Томской медакадемии, автор четырех учебников для студентов, Юрий Метцгер, доктор филологических наук, профессор Российской академии кадров сельского хозяйства… 15 учителей первой – ее бывшие ученики. Впрочем, трудно назвать область деятельности, в которой бы не трудились почти 4000 человек, которым дала путевку в жизнь Таврическая средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов. Среди них и врачи, и инженеры, и геологи, и агрономы, и администраторы, и бизнесмены. В рабочем поселке Таврическое четыре школы. Но такая – одна. Образовавшись в 1904 году, через несколько лет после возникновения села, она до сих пор остается первой во всем. И хотя считается, что здесь углубленно изучаются лишь отдельные предметы, второстепенных уроков в школе нет. Как нет и второсортных педагогов. Первая и самая большая школа в Таврическом районе всегда свято поддерживала традицию – в ней должны быть лучшие кадры. Есть на кого равняться. Ежегодно в районе проводится областной турнир по футболу имени учителя физкультуры Владимира Петровича Киреева, организовавшего в 1954 году первый спортивный класс в регионе. Дом детского творчества Таврического района носит имя Валентины Федоровны Бибиной, учителя и вожатой первой школы.
В школьном музее среди прочих интересных бумаг я увидела статистический отчет за 1932 год – последний перед тем, как учебное заведение из начального подросло до среднего: «На 1 сентября – 222 учащихся, работают 9 педагогических работников. 8 имеют среднее педагогическое образование и 1 – низшее». Что такое «низшее» образование для учителя, в первой уже давно забыли, хотя по тем временам и оно было подарком. Среди 62 человек нынешнего коллектива – почетные работники образования, отличники просвещения, заслуженные учителя, орденоносцы. Несмотря на модную нынче тенденцию к омоложению кадров 25 педагогов – ветераны. Возраст – не помеха, по мнению Петра Ивановича Полоухина, если профессия стала призванием. Тамара Фоминична Руденко, к примеру, работает в школе почти 40 лет. И нынешним детям так же интересно на ее уроках истории, экономики, обществознания, как и ребятам прошлого века. Хрупкая, утонченная женщина, редко к кому обращающаяся на «ты», сумела сплотить класс, к которому боялись подступиться другие, не менее опытные педагоги. Первая, в начале двадцатого века стоявшая в центре рабочего поселка, теперь находится на окраине. Да и поселок стал гораздо менее рабочим, к сожалению. Много переселенцев, и не всегда они – приобретение для села. Одно время «черные риэлторы» полюбили выселять из Омска граждан, забывавших платить за свои городские квартиры. Так что учатся в первой дети разных родителей. Тридцать процентов – из малообеспеченных и неблагополучных семей. Впрочем, грань между «бедными» и «богатыми» учениками учителя умело стирают. Наталья Васильевна Коляденко, социальный педагог, рассказывает, как всем миром «наряжают» мальчишек и девчонок, чьи мамы про них забывают в пьяном угаре. А директор несмотря на финансовые трудности, которых было немало за 22 года его «правления», всегда ухитрялся этих ребятишек кормить – усиленно и бесплатно. Просил, выбивал, спонсоров находил даже тогда, когда слово это считалось почти неприличным, неспособным прижиться на российской почве. «Правда, – вздыхает, – какой, мол, я уже учитель, больше все «хозяйством» занимаюсь». Но, судя по школе, «хозяйственник» – звучит вполне гордо. Учебное заведение Таврическая СОШ №1 состоит из двух зданий, и оба из них смело можно назвать «ветеранами». Основное, трехэтажное построено почти 40 лет назад, и капитальным ремонтом в целом Полоухин похвастать пока не может. Но удается ремонтировать частями. В прошлом году, например, «подтянули» стену спортзала, грозившую превратиться в незапланированный выход, подняли пол, засыпав на грунт два десятка КамАЗов песка. Нынче, правда, впервые за много лет районная администрация выделил огромную по сельским меркам сумму – около двух миллионов рублей. На капремонт все равно не хватает, но если распорядиться по-мужски…
– Я, честно говоря, женщин-директоров жалею. Понимаю, как им трудно. Одно дело – директорствовать в новеньком здании, которых пока не так много. Хотя, надо отдать должное, в последние два-три года в Омской области стали создаваться новые. Шесть школ построено, чем не каждый регион может похвастать. Вот там женщине и надо быть директором. А вот такие, как наша, требуют мужского, хозяйского глаза. Я ж только этим и занимаюсь – смотрю, где что не так. То там потекло, то в другом месте посыпалось. Может, конечно, женщине с ее обаянием и легче спонсоров искать, да только спонсоры наши – тоже не миллионеры. Нет таких богачей в районе, которым хочется деньги в образование вкладывать. В основном помогают наши же ребята, бывшие ученики. И спасибо им за это, худо-бедно, но в прошлом году насобирали 200 тысяч рублей. Большие деньги для сельских «спонсоров».
Петр Иванович слегка лукавит. Хозяйственник он и в самом деле опытный. Первый в Омской области решился поставить на школьное окно в качестве эксперимента универсальное ограждение, запатентованное местным изобретателем. Главное достоинство «Защитного эвакуационного устройства» Алексея Седых – быстросъемность. Ведь обычные металлические решетки, защищая от воров, становятся серьезным препятствием для скорого выхода людей. К тому же конструкция отличается простотой изготовления, а потому невысокой ценой – от 2000 до 4000 рублей.
Но именно с легкой руки директора в 1989 году Валентина Ивановна Саиспаева сумела открыть первый в Омской области сельский класс с углубленным изучением математики, которой всегда славилась первая. А когда в начале 90-х в Таврическое приехала прекрасный биолог Елена Анатольевна Ковалева, Полоухин заболел идеей открыть и биологический класс. Причем в школе тогда и вакансий для хорошего педагога не было. Петр Иванович уговорил Ковалеву поработать немножко учителем … русского языка. Теперь дети из первой школы третий год защищают честь Омской области на всероссийских олимпиадах по биологии. Впрочем, и по другим предметам ежегодно занимают на олимпиадах разного уровня по 40-50 призовых мест.
Ольга Николаевна Овчинникова, заместитель директора по воспитательной работе Таврической средней школы №1, считает, что талантам помогают расти не только педагоги, но и сами ребята:
– Долгие годы существования нашей школы ученическое самоуправление рассматривалось как средство укрепления дисциплины и порядка. Сейчас в третьем тысячелетии, на мой взгляд, оно должно занять достойное место в образовательном процессе и рассматриваться как первоочередное условие формирования активной, социальной позиции ученика. А для этого мы постепенно переходим от самоуправления- диктата к самоуправлению, помогающему организовать такой образ жизни в стенах школы, где все – для ученика и все, что делается – исходит от ученика, где происходит реализация и формирование «5 само»: самоорганизация, самодеятельность, самоуправление, саморазвитие, самообучение.
В становлении зрелой личности может помочь детская организация, решила Овчинникова, придя в школу № 1. В марте 2005 года Ольга Николаевна вместе с активистами школы разработала проект «Мы за демократизацию школы», в основе которого заложена идея создания новой молодежной организации «МЦ «Виват, Россия!».
Организовали первые выборы в школьную ассамблею, во главе которой стоит президент, тоже всешкольно избранный. Теперь детская организация – это единое целое, которое объединяет 755 учащихся Таврической школы №1. Интерес к жизни класса, школы, района, области стал заметно расти, причем не только у детей, но у их пап и мам. Ведь налажено сотрудничество со всеми организациями рабочего поселка: картинной галереей, историко-краеведческий музеем, Свято-Успенский собором, советом ветеранов, домом творчества, военными частями, райвоенкоматом, детскими садами. Традиции милосердия и взаимопомощи в первой существовали всегда – еще во время Великой Отечественной войны шефствовали над семьями фронтовиков, отправляли солдатам посылки, жертвуя последним. Теперь возродилось тимуровское движение, возникло волонтерское. Возрос интерес ребят к кружковой работе – 693 ребенка заняты в клубах, секциях, что, конечно, отразилось на количестве детских правонарушений. Точнее говоря – в последние годы их просто нет. Потому что таланты первая ищет в каждом – если не учебные, то спортивные, которые, впрочем, по мнению Ольги Николаевны, другу друга тоже «подтягивают». Петр Иванович, географ по образованию, и его жена Анна Михайловна, математик и вечный классный руководитель, еще двадцать лет назад «заразили» школу страстью к туристическим походам, в которые дружно ходят дети, родители, учителя. Семейные выходы в первой вообще популярны – с появлением в школе компьютерного класса, разумеется, первого в районе, овладевать технологиями стали здесь по примеру детей и мамы с папами. А с приходом в школу Ольги Николаевны Овчинниковой мода «быть умным и здоровым» стала внедряться «по науке».
– В рамках деятельности «МЦ «Виват, Россия!» в школе проводятся спортивные мероприятия – туристические слеты, эстафеты, конкурсы авторской песни, спартакиады, дни здоровья, – рассказывает Овчинникова. – Работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, ОФП. Наши спортсмены защищают честь района на зональных, областных соревнованиях. Ведь воспитание активной жизненной позиции невозможно без воспитания любви к своему родному краю. Быть первым для себя – не так важно, как быть первым для своей малой Родины.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Таврический район, Омская область
Комментарии