search
main
0

Когда каждый – первый. В первой таврической нет второсортных педагогов и второстепенных предметов

– Разрешите? – в кабинет Петра Ивановича Полоухина, директора таврической средней школы №1, вошел подтянутый молодой человек. – Зашел поздороваться. Докладываю: нынче оканчиваю танковый институт, оставляют работать преподавателем. – Молодец, Максим! – Петр Иванович от души жмет парню руку. – В танковом уже двое «наших» педагогов.

Армия педагогов, вырастающих из первой таврической, пополняется неуклонно. Валерий Неруч, кандидат экономических наук, преподаватель Новосибирского Академгородка, Александр Струкен, доцент Омского педагогического университета, Николай Широченко, доктор медицинских наук Томской медакадемии, автор четырех учебников для студентов, Юрий Метцгер, доктор филологических наук, профессор Российской академии кадров сельского хозяйства… 15 учителей первой – ее бывшие ученики. Впрочем, трудно назвать область деятельности, в которой бы не трудились почти 4000 человек, которым дала путевку в жизнь таврическая средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов. В рабочем поселке Таврическое четыре школы. Но такая – одна. Образовавшись в 1904 году, через несколько лет после возникновения села, она до сих пор остается первой во всем. И хотя считается, что здесь углубленно изучаются лишь отдельные предметы, второстепенных уроков в школе нет. Как нет и второсортных педагогов.

Среди 62 человек нынешнего коллектива – почетные работники образования, отличники просвещения, заслуженные учителя, орденоносцы. Несмотря на модную нынче тенденцию к омоложению кадров 25 педагогов – ветераны. Возраст – не помеха, по мнению Петра Ивановича Полоухина, если профессия стала призванием. Тамара Фоминична Руденко, к примеру, работает в школе почти 40 лет. И нынешним детям так же интересно на ее уроках истории, экономики, обществознания, как и ребятам прошлого века. Хрупкая, утонченная женщина, редко к кому обращающаяся на «ты», сумела сплотить класс, к которому боялись подступиться другие, не менее опытные педагоги. Первая, в начале двадцатого века стоявшая в центре рабочего поселка, теперь находится на окраине. Учатся в первой дети разных родителей. Тридцать процентов – из малообеспеченных и неблагополучных семей. Впрочем, грань между «бедными» и «богатыми» учениками учителя умело стирают. Наталья Васильевна Коляденко, социальный педагог, рассказывает, как всем миром «наряжают» мальчишек и девчонок, чьи мамы про них забывают в пьяном угаре. А директор, несмотря на финансовые трудности, которых было немало за 22 года его «правления», всегда ухитрялся этих ребятишек кормить – усиленно и бесплатно. Просил, выбивал, спонсоров находил даже тогда, когда слово это считалось почти неприличным, неспособным прижиться на российской почве. «Правда, – вздыхает, – какой, мол, я уже учитель, больше все «хозяйством» занимаюсь». Но, судя по школе, «хозяйственник» – звучит вполне гордо. Учебное заведение таврическая СОШ №1 состоит из двух зданий, и оба из них смело можно назвать «ветеранами». Основное, трехэтажное построено почти 40 лет назад, и капитальным ремонтом в целом Полоухин похвастать пока не может. Но удается ремонтировать частями. В прошлом году, например, «подтянули» стену спортзала. Нынче, правда, впервые за много лет районная администрация выделила огромную по сельским меркам сумму – около двух миллионов рублей.

– Я, честно говоря, женщин-директоров жалею. Понимаю, как им трудно. Одно дело – директорствовать в новеньком здании, которых пока не так много. Хотя, надо отдать должное, в последние два-три года в Омской области стали создаваться новые. Шесть школ построено, чем не каждый регион может похвастать. Вот там женщине и надо быть директором. А вот такие, как наша, требуют мужского, хозяйского глаза. Я ж только этим и занимаюсь – смотрю, где что не так. То там потекло, то в другом месте посыпалось. Нет таких богачей в районе, которым хочется деньги в образование вкладывать. В основном помогают наши же ребята, бывшие ученики. И спасибо им за это, худо-бедно, но в прошлом году насобирали 200 тысяч рублей.

Петр Иванович слегка лукавит. Хозяйственник он и в самом деле опытный. Первый в Омской области решился поставить на школьное окно в качестве эксперимента универсальное ограждение, запатентованное местным изобретателем. Главное достоинство «Защитного эвакуационного устройства» Алексея Седых – быстросъемность. Ведь обычные металлические решетки, защищая от воров, становятся серьезным препятствием для скорого выхода людей.

…Именно с легкой руки директора в 1989 году Валентина Ивановна Саиспаева сумела открыть первый в Омской области сельский класс с углубленным изучением математики, которой всегда славилась первая. А когда в начале 90-х в Таврическое приехала прекрасный биолог Елена Анатольевна Ковалева, Полоухин заболел идеей открыть и биологический класс. Причем в школе тогда и вакансий для хорошего педагога не было. Петр Иванович уговорил Ковалеву поработать немножко учителем … русского языка. Теперь дети из первой школы третий год защищают честь Омской области на всероссийских олимпиадах по биологии. Впрочем, и по другим предметам ежегодно занимают на олимпиадах разного уровня по 40-50 призовых мест.

Ольга Николаевна Овчинникова, заместитель директора по воспитательной работе, считает, что талантам помогают расти не только педагоги, но и сами ребята:

– Ученическое самоуправление рассматривается как первоочередное условие формирования активной социальной позиции ученика. А для этого мы постепенно переходим от самоуправления-диктата к самоуправлению, помогающему организовать такой образ жизни в стенах школы, где все – для ученика и все, что делается – исходит от ученика, где происходит реализация и формирование «5 само-»: самоорганизация, самодеятельность, самоуправление, саморазвитие, самообучение.

В марте 2005 года Ольга Николаевна вместе с активистами школы разработала проект «Мы за демократизацию школы», в основе которого заложена идея создания молодежной организации «МЦ «Виват, Россия!».

Организовали первые выборы в школьную ассамблею, во главе которой стоит президент. Теперь детская организация – это единое целое, которое объединяет 755 ребят. Интерес к жизни класса, школы, района, области стал заметно расти, причем не только у детей, но у их пап и мам. Ведь налажено сотрудничество со всеми организациями рабочего поселка: картинной галереей, историко-краеведческим музеем, Свято-Успенским собором, советом ветеранов, домом творчества, военными частями. 693 ребенка заняты в клубах, секциях, что, конечно, отразилось на количестве детских правонарушений. Точнее говоря – в последние годы их просто нет. Потому что таланты первая ищет в каждом – если не учебные, то спортивные, которые, впрочем, по мнению Ольги Николаевны, друг друга тоже «подтягивают».

– В школе проводятся спортивные мероприятия, – рассказывает Овчинникова. – Работают спортивные секции. Наши спортсмены защищают честь района на зональных, областных соревнованиях. Ведь воспитание активной жизненной позиции невозможно без воспитания любви к своему родному краю. Быть первым для себя – не так важно, как быть первым для своей малой родины.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Таврический район, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте