За последние годы отношение к истории повседневности кардинально изменилось. Уходит в прошлое «фаворит» историографии – политическая и социально-экономическая история, все чаще ученых интересует жизнь людей, которые проживают ее на фоне «больших событий». Интерес к этой стороне исторического процесса заметен и у современных школьников. История повседневности, где изучают бытовую сферу, частную жизнь и ментальность обывателей сближает учащихся с прошлым, снимая противоречия между историей и жизнью. Так для современных школьников история «оживает» и становится ближе.
В процессе обучения происходит обращение к устным свидетельствам очевидцев и участников исторических событий, это, как правило, родители, бабушки, дедушки, знакомые. Ученик в этом случае выступает как участник диалога нескольких поколений, что способствует его самоидентификации в современном обществе, дает возможность формировать историческое мышление, соединяя индивидуальную историю с глобальной. Кроме того, учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, которые, по сути, еще никем не были созданы: умение подготовить вопросы для беседы, провести ее, записать свидетельства очевидцев на аудио- или видеоносители, воспроизвести их речь в письменном виде, затем осуществить критический анализ полученной информации, реконструировать историческую реальность и, наконец, оформить и представить результаты своей работы. Работа эта настолько кропотливая, требующая огромного труда и времени, дает, на мой взгляд, ученику самое главное – шанс, напрямую обратившись к участникам событий недавнего прошлого, создать свой уникальный исторический источник.Исторические исследования как форма работы может начинаться уже в 4-м классе в рамках предмета «Окружающий мир», когда учащиеся знакомятся с наукой генеалогией. Уроки, посвященные истории семьи, дают прекрасную возможность по работе с материалами семейного архива, когда ученики, например, составляют генеалогическое древо, рассказывают о судьбах ближайших родственников. В средней и старшей школе происходит переход к серьезным исследованиям, затрагивающим тему «Моя семья в истории России». Из опыта могу сказать, что именно старшеклассники особенно охотно участвуют в подобной работе.Вот уже два года подряд учащиеся 11-го класса нашей школы работают над проектом «Повседневная жизнь советских людей в середине 1960-х – начале 1980-х гг.», цель которого изучение жизни людей старшего поколения – родственников, соседей, знакомых. На уроке совместными усилиями был составлен план работы и своеобразная памятка, содержащая примерный перечень вопросов, которые желательно было осветить при беседах с респондентами, жившими и помнящими данный период. В общем виде план выглядел так: первый раздел – знакомство с респондентом – имя, отчество, фамилия (по желанию), год и место рождения, образование, изменение семейного статуса, современный состав семьи, жилищное и материальное положение. Второй раздел – характеристика «эпохи 1960-1980-х гг.»: воспоминания респондента о наиболее запомнившихся событиях и приметах того времени (в виде свободного рассказа), описание личной социальной и территориальной мобильности, основных вех семейной истории (как политика государства отразилась на личной жизни респондента), материально-бытовое положение, организация бытовой и досуговой деятельности и прочее. Третий раздел – это личная оценка респондентом «эпохи» в целом и сравнение ее с современностью. По желанию беседы учащихся могли быть проиллюстрированы фото- и иными видами документов, отражающими участие респондентов в общественных мероприятиях, проведение ими свободного времени, показывающими, какую они носили одежду, как был устроен их быт.В результате реализации проекта, прежде всего, был накоплен уникальный опыт для самих учащихся: беседуя со своими родственниками, они открывали для себя массу интересного в биографиях близких людей, а значит, в истории своей семьи, освоили новые, ранее им неизвестные источники изучения истории, а вступив в диалог с респондентами, ребята, по их же словам, лучше стали понимать и принимать ценности старшего поколения. Итог этой большой работы был подведен на «круглом столе», где каждый из учащихся хотел выступить. Находились общие свидетельства об эпохе, схожая оценка некоторых событий, но были и противоположные мнения, в ходе которых, что называется, «ломались копья». В ходе «круглого стола» были затронуты сразу несколько вопросов: почему период конца 1960-х – начала 1980-х гг. принято называть застоем; почему сегодня многие представители старшего поколения воспринимают то время как лучшее, это дань моде или так оно и было на самом деле, что сами учащиеся думают о том времени? В конце работы, когда, подводя итоги, учащиеся сами ответили на вопрос, что дало им участие в этом проекте, ученики говорили, что история для них как бы ожила.Опыт подобного рода работы, думаю, может многое дать и учителю. Во-первых, внесение творческих элементов в изучение предмета как альтернатива порой бездумным рефератам, чаще всего скачанным из Интернета. Во-вторых, в ходе работы над проектом по-особенному раскрылись способности многих учеников, даже те, кто предмет воспринимал как дополнение к аттестату (поскольку не сдает ЕГЭ!), заметно оживились и стали активными участниками. В-третьих, исследование этой темы позволило познакомить учащихся с жизненными реалиями «эпохи 1960-1980-х годов», выведя учащихся на новый виток познания истории. Ученики приобрели не только навыки учебной и научно-познавательной деятельности, но и коммуникативной культуры и толерантности в отношении с людьми других поколений.Наталья ДОРОЖКИНА, учитель истории и обществознания ГОУ Центр образования №1417
Комментарии