В наше время, когда экологическая проблема стала одной из глобальных проблем, объективно стоящих перед человечеством, сознание человека характеризуется как антропоцентрическое, мотивы и цели взаимодействия с тем, что его окружает, – как прагматические, а экологическая подготовка каждого члена общества есть жизненная необходимость.
Формирование экологических знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств, необходимых для воплощения идей устойчивого развития, – задачи экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР). Создание условий для решения этих задач – цель психолого-педагогического обеспечения ЭОУР. Основными направлениями психолого-педагогического обеспечения экологического образования в условиях инновационной деятельности должны стать:- развивающая работа (создание условий, способствующих принятию ценностей устойчивого развития, становлению экологической направленности личности);- психолого-педагогическая диагностика (выявление особенностей личностного развития и поведения для определения путей и форм работы, мониторинг развивающего характера эколого-образовательной среды, влияния традиционных и инновационных психолого-педагогических технологий на качество образовательных результатов);- психокоррекционная работа (создание условий, способствующих формированию и коррекции ценностно-смысловых ориентиров, установок и способов поведения личности);- просвещение и консультирование (повышение психологической и экологической компетентности участников образовательного процесса; оказание психологической помощи в решении актуальных социально-психологических проблем на основании данных мониторинга, в ситуациях, связанных с инновационными изменениями; организация и проведение природоохранных акций, мероприятий, направленных на решение социально-экологических проблем);- разработка (проектирование) образовательных программ, направленных на формирование ценностей устойчивого развития (осознание, принятие, отстаивание), на становление экологичной личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик; построение эколого-образовательного пространства на деятельностной основе.В рамках ГИП «Разработка новых методик и технологий повышения качества общего экологического образования» психолого-педагогическое обеспечение направлено на разработку методик и создание системы внутришкольного психологического мониторинга личностных образовательных результатов, необходимых для успешной социализации, реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, формирования их экологической культуры; формирование психологических механизмов достижения образовательных целей экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС; качественное изменение содержания психолого-педагогического обеспечения в соответствии с целями и задачами общего экологического образования, возрастом и типом ведущей деятельности школьников; разработку и апробацию психолого-педагогических методик и технологий организации комплексных форм экологического образования и природоохранной деятельности на различных возрастных этапах школьного детства.Эффективность разработанных теоретических и методологических подходов УМК «Экология Москвы и устойчивое развитие» подтверждена инновационно-исследовательской деятельностью, осуществляемой школами ГИП. В исследовании приняли участие 12 школ, 50 учителей и 450 учащихся 10-11-х классов. Полученные в ходе исследовательской деятельности с помощью комплекса методик данные свидетельствуют о том, что изучение курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» и участие в различных формах экологической деятельности способствует развитию экологической направленности личности старшеклассника, формированию ценностно-смысловых ориентиров учащихся на высоком и среднем уровне. Среди ценностно-смысловых ориентиров у школьников преобладает осознание себя, других людей, природы и общественно полезной деятельности как ценностей. Исследования показали, что у старшеклассников доминирует эстетическая установка в отношении природы (природа выступает как объект красоты). После изучения курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» снижается прагматическая установка (природа воспринимается как объект пользы). Природа стала больше восприниматься как объект охраны (почти в два раза возрастает этическая установка) и как объект изучения (возрастает когнитивная установка).Диагностика уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей свидетельствует, что у 60% учащихся отмечен средний уровень, у 21% школьников – высокий уровень и у 19% учащихся – низкий уровень сформированности ключевых образовательных компетентностей. При этом за время изучения курса на 30% увеличился средний уровень, на 15% – высокий и только 11% школьников остались на первоначальном уровне сформированности ключевых образовательных компетенций.Галина ШЕЙНИС, старший научный сотрудник кафедры экологического образования и устойчивого развития МИОО
Комментарии