search
main
0

Когда доверие обязывает

Свою первую зарплату помощнички заработали в детском доме

В последнее время чаще и громче с самых высоких трибун звучат тревожные голоса, что остро не хватает специалистов рабочих профессий. Директора заводов, фабрик, руководители малых и средних предприятий нуждаются в подготовленных кадрах и готовы платить хорошие зарплаты высококвалифицированным рабочим.

Поначалу редко и вскользь, а теперь все чаще и четче слышны призывы, что достаточно уже готовить экономистов и юристов, сегодня важны профессии токаря, повара, швеи, парикмахера. В этом материале я хочу рассказать, какой путь мы прошли от ранней профориентации школьников до организации производственного процесса в Рузаевском детском доме. Возглавляемый мною педагогический коллектив четко осознавал, что каждый воспитанник должен быть не только обут, одет, сыт, здоров, обучен школьным наукам, воспитан эстетически. Вместе с этим мы осознавали, что наша задача заключается еще и в подготовке воспитанника детского дома к взрослой жизни и решать ее нужно как можно раньше. До каждого нашего ученика всеми способами, приемами на уроках и внеклассных мероприятиях мы старались донести простую, но такую важную истину, что успеха в жизни можно добиться только трудом. Но одними призывами не достигнуть желаемого результата. Необходимо было уже во время обучения в школе дать ребятам возможность попробовать себя в настоящем деле. Для этого важно было иметь мастерские, соответствующие современным требованиям. Хорошо, что на тот период у нас уже сложились деловые отношения с шефами. Это ООО «Мордовдорстрой», Фонд «Северная корона», московский Институт красоты, заводы, входящие в компанию РКТМ. В отдельных классных комнатах мы оборудовали мастерские. У нас появились парикмахерская, швейное ателье, кухня-кулинария. Нашли также возможность оборудовать деревообрабатывающую мастерскую, мастерскую по обработке металла, завезли современное оборудование, станки с числовым программным управлением. Произвели ремонт, причем значительный, с заменой полов, обновлением потолков, стен, окон, дверей, установили нужное освещение, отремонтировали водопровод, канализацию. Нашими шефами проведена большая работа. Надо сказать, что воспитанники детского дома также принимали в ремонте самое активное участие. От начала до завершения ремонтных работ прошло чуть более двух лет. И вот станки и оборудование, соответствовавшие всем современным технологическим требованиям, установлены. Закуплен нужный инструмент, теперь за дело взялись учителя-наставники, имеющие опыт работы не только в школе, но и на производстве.

Изучив нормативные документы, взвесив свои возможности, изучив опыт других учреждений, мы начали осваивать рабочие профессии. Сразу отказались от назидания и принуждения, ведь куда лучше и продуктивнее позиция сотрудничества. При этом всячески поощрялось стремление ребят сегодня работать лучше, чем вчера.

День за днем, шаг за шагом мы научились многому. Обязательно раз в месяц в большом составе мы вместе с шефами собирались за большим круглым столом. Директора заводов, председатели профкомов, главные инженеры, руководители молодежных организаций – всего порядка около тридцати человек – обсуждали, что у нас произошло, какие возникли проблемы, как их преодолеть, что спланировать на будущее.

Бесконечно благодарен Михаилу Андре­евичу Тихоненко за деятельную поддержку и помощь. Именно он убедил своих подчиненных в необходимости взять наших ребят под свое крыло. Именно он вселил уверенность, что у нас все получится. Михаил Андреевич, присматриваясь к нашим действиям, увидел, что многим трудовым навыкам воспитанники уже обучены. На одной из встреч он озвучил дальнейшие планы: «Мы подумали и вот что решили. Давайте-ка в ваших мастерских вы будете выполнять заказы для наших заводов, уверен, вы с заказами справитесь. За их исполнение будем платить зарплату, и детский дом будет получать дополнительные деньги». Приятно было стать свидетелем проявления мудрости и прозорливости руководителя. Отрадно было видеть, как загорелись глаза у ребят, как расправились плечи у них. Как хорошо вдохновил ребят директор, когда сказал о необходимости помощи такому гиганту! В то время в компанию входило шесть заводов. На них трудились около 7,5 тысячи работников, а 14-17‑летних ребят и девчат по-доброму назвали помощничками.

С какой гордой уверенностью прозвучали слова: «Да! Мы к сотрудничеству готовы!» Сказано – сделано! Следующие наши действия изменили устав школы, где четко было прописано, что нам разрешено заниматься производственной деятельностью. Нам разрешили открыть спецсчет в банке, налоговая инспекция освободила нас как образовательное учреждение от налогов на прибыль. Министерство образования утверждало смету доходов и расходов, проводило аттестацию рабочих мест. На выполнение каждого задания заключался трудовой договор, пункт 9 предусматривал, что в случае возникновения финансовых споров, проблемы качества, исполнения сроков заказа спор решается в арбитражном суде. По итогам финансового года наша прибыль, как правило, составляла миллион рублей. Да, это не миллиард, но и не тысяча рублей, хотя и любая тысяча, заработанная самими ребятами, ценнее любых средств, выделенных государством или подаренных благотворителем. Только так можно убедить наших воспитанников в неправильности психологии «дайте, вы мне обязаны, вы мне должны». Ведь есть другой путь: «Я сам смогу себя обеспечить в будущем, я буду приносить пользу обществу. А сейчас я готов учиться многому, в том числе и ремеслу, научите меня ему!»

Особенно хочется сказать о наших воспитанниках с непростой судьбой, тех из ребят, кто, несмотря на свой юный возраст, перенес и испытал многое. Для них крепкой опорой в жизни стала вера в свои силы и благодарность взрослым, которые помогли обрести эту уверенность. Наши воспитанники начиная с 14 лет в начале учебного года писали заявление о приеме на работу. На каждого из них заводились трудовая книжка, сберегательная книжка, присваивался ИНН. Они проходили медицинскую комиссию, изучали и сдавали строгим экзаменаторам правила по технике безопасности. Как они гордились тем, что за свою работу получали зарплату (она могла быть и более 10 тысяч рублей). Ценно и то, что эти трудовые деньги ребята начали учиться расходовать. Были предварительные походы в магазин или на рынок, чтобы посмотреть, оценить, спросить совета у продавца, принять решение самому или с воспитателем о покупке того или иного товара. Все было нужной наукой – расплатиться на кассе, получить сдачу, отложить деньги на следующую покупку, дать в долг или отказать, самому взять в долг до зарплаты. Зарабатывать средства и расходовать их нужно учить любого человека, но особенно это важно для воспитанника детского дома.

Мы радовались, как в ходе трудовой деятельности менялось поведение ребят. Они стали ответственнее, организованнее, не было ни одного случая срыва заказов, хотя количество было немалое – сотни и тысячи единиц. Не испорчено ни одной детали, что стало предметом особой гордости юных мастеров своего дела, а главное – не украдено ни одного инструмента и прибора. Все проходило при незакрытых дверях, при полном доверии взрослых. Особая радость – это сплочение коллектива. Сколько проведено праздников, рыбалок, зимних и летних, сколько съедено тортов! Мы, взрослые, видели, как значительно улучшилась дисциплина на уроках, повысилась успеваемость. На наших глазах рождалась самостоятельная личность, ведь рабочий человек не способен сделать глупость, никчемный поступок. Макаренковская педагогика воспитания трудом доказала свою состоятельность. Учителя, воспитатели на равных ведут с воспитанниками разговор, они могут поручить сделать то или иное дело, зная, что ребята не подведут. Ведь с ними взрослые не играют и не заигрывают, а доверяют вполне серьезно. Эти мальчишки и девчонки, которые со всей ответственностью подходили к рабочему делу, стали основой нашего детского коллектива.

Социально-партнерские отношения с нашими шефами, перешедшие затем в деловые, позволили нам не потратить для организации производственного цикла ни одного рубля бюджетных средств. Заработанные нами деньги расходовались на улучшение проживания и обучения детей. Особую гордость испытываем мы за наших выпускников. Многие из них находят свое место в жизни, хотя это и не так просто. Возьмем, к примеру, выпуск 2013 года, когда 17 мальчишек и девчонок мы отправили в самостоятельное плавание в житейском море. Сейчас нашим «мореплавателям» 23-24 года. Никто из них не оказался в местах лишения свободы, 10 ребят отслужили в рядах Российской армии. Все 17, за исключением мамочек, воспитывающих своих малышей, работают, причем 14 человек на своей родине, в Мордовии. Большинство их них выбрали рабочие специальности – «кондитер хлебозавода», «пожарный», «помощник машиниста», «проводник вагона», «работник «Почты России» и другие.

Наши выпускники надеются и рассчитывают на себя, знают, что только труд принесет благосостояние им и их семьям. Пусть всем воспитанникам детдома повезет в жизни, пусть на их пути встретятся такие руководители, как Михаил Андреевич Тихоненко, Александр Иванович Мокшин (Мордовдорстрой), Василий Константинович Москалюк (Вагоноремонтный завод), которые помогли ребятам не только обрести навыки профессии, но и поверить в себя!

Александр ФЕДОТОВ, ветеран педагогического труда, Рузаевка, Республика Мордовия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте