О нормативно-подушевом финансировании сказано немало. В Астраханской области оно введено в действие, и мы попросили прокомментировать его особенности начальника Управления экономики образования Елену ЗОЛОТАЙКИНУ и директора астраханской гимназии №3 Нину МЕЛАНЬИНУ.
Елена ЗОЛОТАЙКИНА:
– В области около 30 процентов так называемых малокомплектных школ. И это отдаленные села, хутора, где так сложилось: в каждом из классов по два-три или пять учеников. Это, конечно, далеко от той наполняемости, которая признана по СанПиНам. Издавая наш нормативно-правовой акт о порядке расчета норматива, учитывая ситуацию в отрасли, мы установили, что в городе будет учитываться при расчете норматива наполняемость класса в 25 человек, на селе – 15. Несмотря на то, что позже, уже с 2006 года, мы начали выплачивать за счет федеральных средств дополнительную надбавку за классное руководство, где в селе установлена нормативная наполняемость 14 человек. Тем не менее и этого норматива недостаточно, и ряд школ пришлось бы закрыть. В связи с этим мы применили адаптационный момент. При переходе на нормативно-подушевое финансирование на уровне Федерации разрешены три года адаптации. Мы выбрали такой адаптационный момент, который позволяет нам при расчете субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования учитывать не фактическую, а условно приведенную численность в школах. В этом году мы чуть-чуть усложнили условия для наших муниципалитетов, установили коридор допустимых значений, коридор допустимых отклонений. Мы обязаны сохранить школы, если не организовали подвоз детей в какой-то ресурсный центр. Работа проведена большая: закуплен транспорт, оснащены ресурсные центры, и схема срабатывает, оптимизация сети идет, но это не означает, что мы в каком-то селе закрываем школу и учащиеся не получают образование.
Ежегодно мы формируем субвенцию по нормативу, согласовываем ее не только с заведующими роно, но доводим до каждого образовательного учреждения: какая сумма средств им положена, исходя из норматива, который утверждается законом Астраханской области «Об областном бюджете», и того количества учащихся, которые обучаются в этом образовательном учреждении. Основные условия нормативно-подушевого финансирования – чтобы средства доходили не только до муниципалитетов непосредственно, а до каждой школы. Мы подготовили и приняли постановление губернатора Астраханской области о механизме финансирования при выделении субвенций на реализацию образовательного стандарта, где прописано, что к платежному поручению при пересылке этих субвенций будет прикладываться реестр тех школ, в которые мы посылаем субвенции, и прописан объем этой субвенции, которая должна быть доведена на реализацию государственного стандарта для каждого образовательного учреждения.
Нина МЕЛАНЬИНА:
– Мне кажется, переход на подушевое финансирование был положительным явлением. Во-первых, я как директор уже точно знаю, какое количество финансов получу, и могу планировать, на что потрачу эти деньги. И если говорить о материально-технической базе, то она стала намного лучше. Считаю, что это правильная идея, когда деньги идут за учеником. А если говорить в целом о деньгах и о совершенствовании финансирования школ, то далее надо переходить на отраслевую систему оплаты труда. Потому что та тарифная сетка, по которой учителя получают заработную плату, с моей точки зрения, уже устарела.
Комментарии