На весенних каникулах по приглашению друзей мне удалось побывать в Норвегии и познакомиться с тем, как учат там самых маленьких детей – в детском саду и в начальной школе.
Коммуна Берг состоит из нескольких поселков, центральным из которых является Скаланд. Высокие заснеженные горы и вид на Атлантический океан располагают только к созерцанию, но, попав в любое здание, понимаешь, что это не так.
Детский сад посещают 30 малышей – от четырех месяцев до шести лет. В двух группах работают шестеро воспитателей, по трое на каждой группе. Из них половина – мужчины. В понедельник, среду и пятницу занятий нет, садик работает до 14 часов. Во вторник и в четверг гимнастика и занятие по лепке или рисованию, дети могут находиться здесь до 16 часов. Горячего питания, привычного для наших детских садов, здесь нет.
Чему можно позавидовать, так это огромному выбору игр и игрушек, которые предназначены для развития детей разного возраста. Говорят, детские сады появились в Норвегии совсем недавно. Посещение детского дошкольного учреждения в Норвегии стоит достаточно дорого, не случайно многие приводят детей только в четверг и пятницу, когда бывают занятия с малышами.
Начальная школа (1-6-й классы) и средняя школа (7-10-й классы) обязательны для каждого норвежца. Если раньше дети шли в школу с 7 лет, то после реформы образования 1997 года – с 6 лет.
Мне посчастливилось пожить несколько дней жизнью норвежского школьника в основной школе Скаланда. Можно сказать, что она похожа на нашу небольшую сельскую школу. Отличие – большая забота государства и мэрии коммуны Берг о совсем маленькой группе учащихся из 90 человек и 16 учителей.
Основная школа – с 1-го по 10-й класс – бесплатная. Кроме портфеля, родителям покупать не надо ничего. Учебники, тетради, ручки, бумага, все необходимое для уроков труда, кулинарии и многое другое есть в школе в достаточном количестве.
Как учителю начальной школы мне интересна была, конечно, жизнь младших школьников.
Распорядок дня:
8.30-10.00 – первый большой урок.
10.00 – 10.15 – завтрак (бутерброды приносят из дома, а пакетик молока и какой-либо фрукт бесплатно выдают в школе).
10.15-11.00 – прогулка (по понедельникам короткий день, в это время оканчиваются занятия, и начинается группа продленного дня – до 14.00).
11.00-13.00 – уроки.
Группа продленного дня платная, дети могут находиться в ней до 16 часов. Кроме понедельника, уроки и в начальной школе, и в средней заканчиваются в 14 часов. Детей задерживать нельзя – в это время автобус развозит бесплатно школьников по домам.
В среду у 1-4-го класса разгрузочный день. С 8.30 до 10.00 один урок, а с 10.00 до 14.00 обязательный выход на природу, зимой, естественно, на лыжах, завтрак берут с собой. Все воспитательные мероприятия в этой школе проводятся до 14 часов. В классах очень много книг, различных дидактических игр, на стенах детские рисунки.
В году 38 учебных недель в отличие от наших 34 недель, то есть учатся еще и в июне. На неделе в начальной школе 20 учебных часов: математика – 4, норвежский – 6, природоведение – 1, английский язык – 1, изобразительная деятельность, труд, физкультура, музыка – по 1-2 часа и религия – 2 часа.
Кроме музыки, учитель в начальной школе обычно дает все предметы. Почему ведутся уроки религии? Верующих в последнее время мало, но школа в Норвегии была создана 250 лет назад на базе церкви, и сегодня изучение Библии похоже больше на предмет истории.
Наполняемость классов до 10 человек, поэтому часто объединяются 1-2-е и 3-4-е классы. На четыре класса три учителя и один воспитатель группы продленного дня.
План учебной работы учителя составляют на полгода, опираясь на государственную программу, а по пятницам выбирается тема на неделю, с которой связаны многие уроки. Журналов нет, тематических и поурочных планов на каждый день учителя не пишут.
Первый урок в 1-2-х классах. В понедельник утром детям выдали листы-ксерокопии, на которых написана тема работы на неделю N12: “Ростки и их рост”, по дням недели – за чем конкретно будут вестись наблюдения. На обратной стороне – основные предметы (природоведение, норвежский язык, математика) и страницы учебника, по которым планируется работать на предстоящей неделе. На уроке учитель чертит на доске схему: что и как влияет на рост растения.
Дети разбиваются на группы и на своих листах пишут печатными буквами, что-то считают, подходят к столу, на котором много коробочек с ростками (закрытыми, открытыми, увлажненными и с сухой землей …), обсуждают с учителем, снова записывают…
Вообще это был не только урок природоведения, но и норвежского языка – много писали. Домашнего задания не задали. Журналов, дневников и привычных для нас тетрадей, в которые ежедневно ставятся отметки, нет. В норвежской школе не просто нет оценок, учитель в начале года подписывает бумагу о неразглашении тайны развития личности каждого ребенка!
Родительское собрание проводится один раз в начале года, чтобы обсудить предстоящие в учебном году воспитательные мероприятия и их количество. Два раза в год учитель приглашает родителей на индивидуальное собеседование, где рассказывает, как занимается их ребенок. У каждого ученика есть своя папка. В ней хранятся тестовые работы по различным предметам. Эти тесты составляются самими учителями соответственно программе. Посещений уроков или проведения тестов со стороны администрации нет. Государственный тест проводится один раз в конце четвертого класса, когда проверяется и работа учеников, и работа учителей.
Многие уроки в начальной школе больше похожи на наши классные часы или на уроки ОБЖ, или на уроки психологии, которые учат жить и понимать себя и окружающих. На доске можно было прочитать такие вопросы:
– Зачем нам нужно имя?
– Зачем стране нужен флаг и герб?
– Зачем нужно знать алфавит, дни недели, цвета?
– Кто дал имя динозавру?
– Почему так называются звезды?
Таблица умножения изучается два года: в 3-м классе – от 1 до 6, в 4-м классе- от 7 до 10. Никто никуда не спешит.
Уроки в более старших классах для нас тоже непривычны. В 5-м классе в бассейне учились спасать утопающего, и весь урок дети плавали в одежде, как это может случиться на самом деле. На информатике учились делать web-страничку о своей школе. На музыке пели любимые песни. Словом, почти на каждом уроке дети не готовились к далекой будущей жизни, а жили ею сейчас. Все полученные знания им могут пригодиться уже сегодня.
Многое в школе показалось необычным. Обувь и взрослые, и дети оставляют на коврике при входе в школу. По утепленному полу почти все ходят в носках. В душ идут не только после бассейна, но и после физкультуры. Компьютеры в каждом помещении. Учителей называют по имени.
Одна учительская похожа на читальный зал, другая – на комнату отдыха, где для каждого педагога есть мягкое кресло, а рядом небольшая кухня. На совещания и педсоветы все вместе собираются очень редко. Обычно остаются учителя тех классов, в которых есть проблемы.
Директор, как рассказала мне одна учительница, приходит в школу в 7 часов, плавает в бассейне, обходит всю школу и в 8 утра готовит кофе для учителей. Мне посчастливилось побывать на одной такой веселой планерке, когда со звонком все учителя дружно встали и в прекрасном настроении пошли в свои классы. Директор тоже проводит уроки. Оказывается, администратором работать невыгодно, надо обязательно вести уроки, иначе зарплата небольшая, а отпуск не два месяца, как у педагогов, а только один.
Конечно, обо всем не рассказать, но удивило больше всего то, что всю неделю я видела спокойные, без напряжения лица, лица детей и взрослых, много улыбок и частое “Хей!” (“Привет!”). В последний день на заключительной встрече с директором я спросила о том, какова же главная цель школы. СОТРУДНИЧЕСТВО, умение жить и трудиться с тем, кто с тобою рядом. Удивительно то, что этому не учат – так живут.
Ольга ПАРАМОНОВА,
учитель начальных классов
Скаланд -Петрозаводск
Комментарии