search
main
0

Кое-что о первооткрывателе Индии по имени Офонас Тферитин. Как опростоволосился выпускник университета

И поныне превелико чтимы те, кто мечтал открыть страну чудес Индию: Христофор Колумб и Васко да Гама. Однако один заплутал по дороге в эту страну, а второй отстал от нашего путешественника почти на треть века.

– А кто такой Афанасий Никитин? – спросил меня питомец факультета журналистики (ныне работник ТВ), успев восхититься, что уже три года в отпуске разъезжает по Индии на мотоцикле.…Школа – рассадник знаний. Так, всего 10 строками одаривает она шестиклассников рассказом о жизни Никитина в учебнике «История государства и народов России», а его впечатления о самой Индии переложены 4 строками. Может, для тех, кто постарше, больше знаний? Приобрел хорошо задуманную книгу В.Бутромеева «Русская история для всех» (1994), ни слова о Никитине. Листаю учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов «История России» (А.Данилов. М., 2004) – тоже не помянут. Этот же автор годом позже издал «Историю России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах». Нет вопроса про Никитина.Дошло дело до глумливого соскабливания его имени со скрижалей отечественной истории. Читаю в одном популярно-массовом журнале (2009) статью кандидата исторических наук А.Медведя: «Никаких попыток наладить контакты с Индией не предпринималось, «своего» Васко да Гамы среди русских не нашлось».Так начну пополнять школьный учебник.1469 год. Афанасий Никитин (?-1474/75), тверской купец, он же, как писали в его времена, Офонас Тферитин. С обозначенного года выпала ему доля – нелегкая в жизни, но счастливая для истории – первому из европейцев побывать в Индии, да к тому же не мимолетно, а пожив там около четырех лет. Пошел туда без какой-либо поддержки власти в отличие от Колумба и да Гамы, на свой страх и риск! Без всякого предшествующего опыта! Без охраны! И без тугой мошны – вся надежда была разбогатеть на продаже всего-то одного коня. Зато какое богатство вывез – замечательные записки, которые живут уж сколько столетий, – «Хожение за три моря»!Надо знать, что первооткрыватель Индии не успел должным образом распорядиться своим богатством. Скончался сразу по возвращении, и сгинула рукопись в дремучих архивных завалах одного монастыря.Кто же разыскал рукопись и сразу оценил превеликую значимость своей фортуны для истории двух стран? Великий историк Карамзин. Кто и когда первым издал? В 1820‑м академик Павел Строев (1796‑1876). Стоит заметить, что в ХХ веке записки нашего путешественника были переведены на английский и французский языки: без них, оказывается, мировая индология не полна.Ну и натерпелся же наш купец-путешественник! Бурные воды – Каспийское море, Индийский океан, Черное море – на утлом судне. Кораблекрушение… Переходы через враждебные земли, нападения с пленением попутчиков и даже гибелью нескольких, грабежи («пограбления»). И еще, и еще…Какой увиделась Индия? Многими знаниями об Индии соотечественников возмечтал одарить Никитин. Но вот нынче, в ХХI веке, мы обделены. Всего не попользовать, так хотя бы несколько извлечений в порядке, который был угоден путешественнику.«Зима у них началась с Троицына дня. Зимовал я в Джуннаре, жил тут два месяца. Каждый день и ночь – целых четыре месяца – всюду вода да грязь… Весна у них началась с Покрова Святой Богородицы… А весна у них длится три месяца, и лето три месяца, и зима три месяца, и осень три месяца…В Бидаре Великом, в бесерменской Индии, в Великую ночь на Великий день смотрел я, как Плеяды и Орион в зорю вошли, а Большая Медведица головою стояла на восток… Джуннар-град стоит на скале каменной, не укреплен ничем, Богом огражден. И пути на ту гору день, ходят по одному человеку: дорога узка, двоим пройти нельзя…»О животном мире: «Птица гукук летает ночью, кричит «кук-кук» (явно сова. – Прим. авт.); а на чьем доме сядет, там человек умрет, а захочет кто ее убить, она на того огонь изо рта пускает. Мамоны ходят ночью да хватают кур, а живут они на холмах или среди скал. А обезьяны, те живут в лесу… По улицам змеи ползают, длиной по две сажени…»Наблюдателен наш купец, жил там словно с кинокамерой в руках: «Люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много – дивятся белому человеку… А женщины ходят – голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт…»«А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута (явно Будда. – Прим. авт.). А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся…»«Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест… Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют… А едят они рис, да кхичри с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок…»«А кто у них умрет, тех сжигают да пепел сыплют в реку. А когда дитя родится, принимает муж, и имя сыну дает отец, а мать – дочери…»«Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да дударей десять… Зимой у них простые люди ходят – фата на бедрах, другая на плечах, а третья на голове; а князья да бояре надевают тогда на себя порты, да сорочку, да кафтан, да фата на плечах, другой фатой себя опояшет, а третьей фатой голову обернет…»О власти написал: «Правит тут индийский хан… Войска ему дано от мелик-ат-туджара, говорят, семьдесят тысяч. А у мелик-ат-туджара под началом двести тысяч войска, и воюет он с кафарами двадцать лет: и они его не раз побеждали, и он их много раз побеждал. Ездит же Асад-хан на людях. А слонов у него много, и коней у него много добрых, и воинов, хорасанцев, у него много…»Войско дивило. Пишет: «Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи, по кентарю весом, да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами».«По ночам город Бидар охраняет тысяча стражей под начальством куттавала, на конях и в доспехах, да в руках у каждого по факелу».Строки о крестьянах. Запечатлел, ради чего они трудятся: «У них пашут и сеют пшеницу, рис, горох и все съестное… Родится шелк да сахар, очень дешев…»«Вино у них делают из больших орехов, козигундустанские называются, а брагу – из татны…»«В Каллуре родится сердолик, и тут его обрабатывают, и отсюда по всему свету развозят. В Каллуре триста алмазников живут (оружье украшают)…»Читаем: «В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями…»«Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много…»«В Бидаре на торгу продают коней, камку, шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар всегундустанский, а из съестного только овощи, а для Русской земли товара нет… Есть тут одно место – Аланд, где шейх Алаеддин… Раз в год на ту ярмарку съезжается торговать вся страна Индийская, торгуют тут десять дней; от Бидара двенадцать ковов. Приводят сюда коней – до двадцати тысяч коней – продавать да всякий товар приво­зят. В Гундустанской земле эта ярмарка лучшая, всякий товар продают и покупают…»«Камбей – пристань всего Индийского моря. Делают тут на продажу алачи да пестряди, да киндяки, да делают тут краску синюю, да родится тут лак, да сердолик, да соль. Дабхол – тоже пристань весьма большая, привозят сюда коней из Египта, из Аравии, из Хорасана, из Туркестана, из Бен-дер-Ормуза; отсюда ходят сухим путем до Бидара и до Гул-барги месяц…»Пишет о богах индийского пантеона: «Велика бутхана, с пол-Твери, каменная, да вырезаны в камне деяния бута. Двенадцать венцов вырезано вкруг бутханы – как бут чудеса совершал, как являлся в разных образах: первый – в образе человека, второй – человек, но с хоботом слоновым, третий человек, а лик обезьяний, четвертый – наполовину человек, наполовину лютый зверь, являлся все с хвостом. А вырезан на камне, а хвост с сажень, через него переброшен. В бутхане же бут вырезан из камня черного, огромный, да хвост его через него перекинут, а руку правую поднял высоко и простер, как Юстиниан, царь цареградский, а в левой руке у бута копье. На нем не надето ничего, только бедра повязкой обернуты, а лик обезьяний. А иные буты совсем нагие, ничего на них не надето (срам не прикрыт), и жены бутовы нагими вырезаны, со срамом и с детьми. А перед бутом – бык огромный, из черного камня вырезан и весь позолочен. И целуют его в копыто, и сыплют на него цветы. И на бута сыплют цветы…»Проявил купец и знание древнейшей поэмы «Рамаяна».Читаем: «В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые… А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны – хороша, 6 фун – хороша и черна, черная-пречерная амьчюкь маленькая, хороша…»Его не могло не поразить: «На каждом слоне по два знамени больших, а к бивням привязаны большие мечи весом по кентарю, а на шее огромные железные гири. А между ушей сидит человек в доспехах с большим железным крюком – им слона направляет. Да тысяча коней верховых в золотой сбруе, да сто верблюдов с барабанами, да трубачей триста, да плясунов триста, да триста наложниц. На султане кафтан весь яхонтами унизан, да шапка-шишак с огромным алмазом, да саадак золотой с яхонтами, да три сабли на нем все в золоте, да седло золотое, да сбруя золотая, все в золоте. Перед ним кафир бежит вприпрыжку, теремцом поводит, а за ним пеших много. Позади идет злой слон, весь в камку наряжен, людей отгоняет, большая железная цепь у него в хоботе, отгоняет ею коней и людей, чтоб к султану не подступали близко. А брат султана сидит на золотых носилках, над ним балдахин бархатный, а маковка – золотая с яхонтами, и несут его двадцать человек…»Особые строки «Хожения…»: «Пусть устоится Русская земля, а то мало в ней справедливости». И такое есть в записках: «Аз же от многих беды поидох до Индеи».***Индия… Не вычеркнула ли она нашего путешественника из памяти? Нет! Среди иного в год 500‑летия начала его странствий группа историков и кинодокументалистов прошла по историческому маршруту. Им удалось понять, почему эти места были избраны Никитиным и каковы случались трудности, которые он преодолевал.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте