Праздник – это особенное событие. Его долго ждут, предвкушают, готовятся. А после вспоминают и делятся впечатлениями. Но не все праздники оставляют радостные воспоминания. Иногда очень хочется, чтобы праздник поскорее прошел. Нам стало интересно разобраться, существует ли какой-то условный код, который позволяет сделать праздник таким, чтобы воспоминания о нем оставались в памяти на долгие годы. Какие установки могут этому помешать? Кто задает этот праздничный код и чем руководствуется?
Итак, предлагаем вам представить традиционный праздник в дошкольной группе. На что он больше похож: домашний день рождения, камерный детский спектакль или отчетное мероприятие?
Скорее всего, последний, традиционный вариант. Педагоги детского сада готовят сценарий, продумывают номера и разучивают их вместе с детьми.
И чем ближе сам праздник, тем больше репетиций, тем меньше в сценарии остается пространства для проб и новых действительно интересных и запоминающихся поворотов сюжета.
Предстоящий праздник для ребенка зачастую превращает процесс волнительного ожидания в настоящее все более нарастающее волнение – как бы что не забыть и не нарушить замысел взрослого.
Совсем другое ощущение от праздника как события, где разворачивается детская инициатива при компетентном участии взрослых. При этом и родители, и педагоги заинтересованы в одном – поддержать и организовать пространство для воплощения замысла детей, наполнить праздник добрыми и радостными эмоциями.
Такой праздник дети ждут. Ждут своего выступления, потому что оно подготовлено ими в атмосфере дружеского сотворчества педагога и ребенка. Ребенку не нужно следовать чьей-то чужой последовательности, потому что это его произведение. О нем он думает в любое время дня и ночи и помнит его дословно. При этом как автор он волен его менять. И если он чувствует, что в данный момент не нужно исполнять его так, то порой может изменить рисунок или даже сценарную последовательность. В том числе и на самом празднике.
Какова должна быть в таком случае роль взрослого, если суметь создать атмосферу, в которой большая часть праздничных событий будет придумана детьми? В данном случае взрослому необходимо выступить в роли мудрого наставника, который направляет, но не мешает, не диктует, а искренне верит в творческие способности и возможности каждого ребенка.
Создание детского номера – это отдельный процесс, требующий сопровождения взрослого. Замысел ребенка проявляется в процессе обсуждения и подготовки праздника. Для начала взрослый определяет проблематику: почему в предстоящем празднике так важно участие ребенка, без которого праздник не получится настоящим, особенным, запоминающимся. Например, Дед Мороз прислал письмо, в котором сообщает, что устал от Нового года, потому что каждый год повторяется все одно и то же. Песни, танцы, стихотворения – он их знает наизусть. Как сделать праздник особенным, чтобы Дедушка Мороз обязательно пришел на наш праздник?
Сначала вместе с взрослым ребята определяют, без чего невозможен Новый год, какая традиция его празднования существует. А если Дед Мороз позовет с собой сказочных героев или иностранных друзей, то появляется повод обсудить многообразие новогодних культурных традиций.
Таким образом, в процессе подготовки праздника определяется основная сценарная составляющая, вместе с педагогом ребята участвуют в выборе новогодних музыкальных произведений, которые украсят праздник.
В процессе подготовки танцевальных композиций ребята могут пофантазировать, представить свой детский художественный замысел и выразить себя. В этот момент очень важно отметить интересные решения, поддержать ребят, выразить свое мнение по поводу того, что особенно хорошо у них получается. Так складывается основная сценарная канва, в создании которой участвуют дети, воспитатели и, конечно, родители.
Что такой опыт дает ребенку? Ребенок может выбирать, в каком номере принять участие: он может петь, или танцевать, или придумать сказку, или показать фокус, или создать украшения. У каждого свой способ самовыражения. Ребенок может пробовать, проверять идеи, искать свой способ создавать произведение. Ребенок учится развивать свой замысел – от приглашения ребят из группы к участию в номере до создания костюмов. Ребенок решает множество задач, которые появляются во время подготовки: найти информацию, критически к ней отнестись, что-то написать, что-то сравнить, что-то увидеть с другого ракурса.
А что это дает взрослому? Когда ребенок придумывает что-либо, он мыслит. Когда ребенку помогает взрослый, он думает, как может поддержать развитие этой идеи. Провести мастер-класс по изготовлению праздничных украшений? Помочь в выборе костюма или сшить его своими руками? Родитель участвует в такой детско-взрослой деятельности, что ценно и для ребенка, и для родителя. Происходит переоценка собственной роли. Теперь взрослый – значимый участник, создающий праздник вместе с детьми, а не просто исполнитель, воплощающий традиционные представления о дошкольном празднике. И такой праздник точно не будет похож на прошлогодний.
Праздник рождает в каждом из нас настоящие, живые эмоции, вовлекает нас в историю, заставляет верить, что все возможно. Для ребенка такие эмоции особенно ценны, они формируют его будущее отношение к жизни. Так, может быть, праздник стоит того, чтобы каждый раз создавать его вместе?
Инна МИРОШНИКОВА, старший воспитатель школы №1593;
Людмила УРСУЛЕНКО, методист Павловской гимназии
Комментарии