С трепетом в душе обращаемся мы к истории тысячелетней давности. И как тут не согласиться с Плинием, который говорит, что если всякая история бывает приятна, то отечественная тем более. В “Истории государства Российского”читаем: “Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живем и чувствуем”.
Кстати сказать, пожалуй, тысячу лет назад самым знаменательным событием во всемирной истории было образование именно Российского государства. Понятно, что точную дату здесь по прошествии стольких веков определить очень трудно. В летописях, коими была богата Древняя Русь, называются близкие друг к другу, но все же разные годы образования нашего с вами Отечества. Тем не менее мы точно знаем, в каком году наши предки пышно праздновали 1000-летие образования России. Именно в 1862 году в Великом Новгороде в присутствии царственных особ был открыт памятник в ознаменование этого славного события.
Памятник “Тысячелетие России”- грандиозное по исполнению и восприятию творение скульптора Михаила Осиповича Микешина – сохранился до сих пор и находится на территории Новгородского кремля рядом с Софийским собором – вторым великолепным сооружением из камня после знаменитой Киевской Софии.
Впрочем, дата открытия этого памятника была избрана не случайно. Согласно одному из преданий, записанному в старейшей русской летописи, в 862 году произошло призвание варягов на Русь, и с приходом в Новгород князя Рюрика и берет свое начало история государства Российского. Характерно, считают многие искусствоведы и историки, что М.О.Микешин придал Рюрику черты не варяжского, а славянского воина. Перед нами предстает молодой и отважный русский воин, собравшийся в поход во благо Отчизны. Кажется, отмечает писатель С.Семанов, что Рюрик только что послал своему противнику гонца с берестяной грамотой, где всего три коротких слова: “Иду на вы”…
Создание древнерусского государства на восточной окраине Европы совпадает с другим немаловажным событием – принятием в нем христианства. Празднование 1000-летия принятия христианства на Руси – на нашей памяти. Как вы, читатели, помните, происходило это в 1988 году, в разгар горбачевской “перестройки”. Обращение русичей в веру христианскую было величайшим делом князя Владимира. При нем, сообщает Николай Михайлович Карамзин, “Россия, где уже более ста лет мало-помалу укоренялось христианство, наконец вся и торжественно признала святость оного, почти в одно время с землями соседственными – Венгриею, Польшею, Швециею, Норвегиею и Даниею”. Летописи повествуют об огромной деятельной ревности Владимира к обращению язычников. Капищам многобожия и кровавым жертвоприношениям приходил конец. В Киеве, откуда правил князь Владимир, и в Новгороде были низвергнуты статуи главного языческого бога Перуна, и там, где они возвышались, воздвигались христианские храмы.
Заметим, что принятие христианства на Руси было процессом весьма сложным и многотрудным. К князю Владимиру в Киев приезжали не только христианские проповедники, но и посланники магометанской и иудейской веры. Все они, мудрые законники, пытались склонить Владимира к принятию своей веры, показывая князю преимущества каждой из них. Владимир же, подобно бабке своей первокрещенной княгине Ольге, видя заблуждения язычников, сомневался и, естественно, искал истины в разных верах. Безымянный философ, присланный к Владимиру греками, одержал верх над своими, выражаясь современно, оппонентами. Он рассказал князю содержание Библии, Ветхого и Нового Заветов, говорил о Страшном суде над грешниками и пребывании в раю праведников, повествовал о вечной жизни и убедил-таки Владимира поставить точку над “i”в его душевных метаниях. Князь, по словам летописца, выслушав грека, вздохнул и молвил: “Благо добродетельным и горе злым!”Крестися, ответствовал философ, и будешь в раю с первыми. С той поры христианская вера и церковь стали сильнейшими опорами в развитии Российского государства.
Валерий ЕРМОЛОВ
Комментарии