Научные сотрудники Пенсильванского и Йельского университетов и института Санта-Фе провели исследование, целью которого являлось выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на мотивацию трехлетних детей. Ученые пришли к выводу, что исполнительность ребенка коррелирует с поведением родителей по отношению к нему.
В эксперименте приняли участие семьи — представители различных этнических групп, проживающие на территории Соединенных Штатов. Образование родителей — от 12 до 20 лет, а годовой доход колеблется в пределах 14-200 тысяч долларов. Результаты исследования опубликованы в журнале Child Development.
Суть эксперимента заключалась в том, чтобы проверить, как дети реагируют на похвалу и поучения родителей в процессе ежедневной чистки зубов. Родители должны были каждый день снимать на видео своего ребенка, приводя его в ванную, чтобы почистить зубы. На видео должен был быть запечатлен момент, когда малышу дают в руки зубную щетку, процесс чистки зубов, комментарии родителей на протяжении всего времени записи и момент, когда щетку у него забирают.
Родители получили указание хвалить ребенка, причем под похвалой подразумевались разные виды поощрений: похвала за процесс, похвала человека и просто оценочные суждения. В другие дни родители должны были либо давать указания ребенку, либо отвлекать его игрой, разговорами и т.д.
В результате ученые пришли к выводу, что ребенок дольше и качественнее чистит зубы, когда получает положительное подкрепление от родителей — то есть похвалу. Таким образом, лучшей мотивацией для ребенка является поощрение, а не понукание и принуждение.
Ученые отметили, что родителям далеко не всегда удавалось предсказать, как их поведение скажется на мотивации и настойчивости ребенка в выполнении тех или иных действий. На основании полученных данных можно разработать систему воспитания, включающую в себя неочевидные методы воздействия на ребенка, — замечают исследователи.
Комментарии