search
main
0

Кнопки «шедевр» нет

Неповторимое рождается постепенно из умения увидеть красоту и создать настроение

Изменения в современном мире требуют особого подхода к образованию. Развиваются технологии, возникают новые профессии, меняется мир вокруг человека, меняется сам человек. Не случайно в наши дни появилось понятие «функциональная грамотность». Оно продолжает расширяться, включая в себя все новые виды: читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

По определению советского и российского лингвиста и психолога Алексея Алексеевича Леонтьева, функциональная грамотность – «это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А если говорить простым языком, от современного образования требуется не снабдить человека суммой знаний, умений и навыков, а научить применять все, чему научили, в конкретных жизненных ситуациях и при необходимости восполнить пробелы в знаниях самостоятельно. Еще важно иметь адаптивные, креативные и коммуникативные навыки, чтобы успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся миром, решать различные нестандартные учебные и жизненные задачи, налаживать отношения с окружающими.

На сегодняшний день функциональная грамотность рассматривается как базовый уровень образованности учащегося. Стоит ли напоминать, что образование при этом – один из важнейших факторов, влияющих на становление личности ребенка? В школах не первый год бьются над разработкой заданий, методов, технологий, которые способствовали бы развитию функциональной грамотности. Между тем существует область образования, которая успешно справлялась с решением этой задачи еще до появления такого понятия. Это дополнительное образование.

У педагога дополнительного образования нет необходимости искусственно создавать учебные ситуации, которые будут формировать умение нестандартно мыслить и применять знания в новых ситуациях. Это уже входит в содержание программы.

Юные актеры в театральных студиях, работая над ролью, знакомятся с историческим и культурным контекстом пьесы, пытаются найти для себя ответы на вопросы, в чем причина поступков героя, что он чувствует, как относится к другим персонажам. А для этого нужно иметь не только хорошее воображение, но и умение наблюдать за окружающими, «считывать» невербальные сигналы. Учатся ребята и взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальной жизни, без этого не получится спектакля. Таким образом, в ходе подготовки ролей дети учатся принимать правильные жизненные решения.

В фотоаппарате нет кнопки «шедевр». Научиться фотографировать не так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь не хватит знаний о строении фотоаппарата и его функциях. Фотограф должен быть не только фотографом, но и художником, чтобы увидеть красоту кадра, актером, чтобы выстроить нужную мизансцену, и даже психологом, чтобы уловить настроение. И это не говоря про правила композиции, установки света, представления о разнообразии человеческих фигур и о том, как ее, эту фигуру, расположить в кадре так, чтобы потом у фотомодели не испортилось настроение от того, как она получилась на фотографии. На занятиях тренируется насмотренность, или визуальный опыт, потому что иногда есть только мгновение, чтобы нажать на кнопку. Именно в фотографии развитие креативного мышления имеет огромное значение.

Робототехника, инженерика, электроника, программирование, 3D-моделирование ворвались в нашу жизнь и развиваются семимильными шагами. Детям, создающим своего первого робота, пишущим программы, собирающим электронные схемы и занимающимся прототипированием, в будущем откроются многие двери. Сколько радости ребенок получает от осознания, что его идея реализована и имеет практическую значимость: робот-уборщик, светильник с управляемой яркостью, программа для смартфона, прототип подъемного крана для труднодоступных мест! Чтобы реализовать эту идею, ему пришлось изучать, анализировать, высчитывать, придумывать, проектировать. Изобретая роботов, иногда приходится вспомнить азы анатомии и биологии, разрабатывая программу для смартфона – проанализировать ее практическую значимость, создавая прототип – вспомнить геометрию, законы физики и динамики. Мудрый педагог не забудет напомнить о том, что не каждое изобретение использовалось на благо человечества, и наряду с примерами из мира науки упомянет произведения отечественной и зарубежной литературы.

В туристических секциях и клубах при подготовке к походу учатся читать карту и прокладывать маршрут, рассчитывать необходимое количество продуктов и составлять смету, а также получают навыки, необходимые для выживания в различных условиях. И конечно, здесь тоже важную роль играют взаимопонимание и взаимовыручка.

Это лишь малая часть примеров. Добавим, что в объединения дополнительного образования приходят мотивированные дети, а следовательно, формирование необходимых навыков происходит быстрее и, что особенно важно, естественнее. Дополнительное образование обладает мощным потенциалом для развития функциональной грамотности.

Наталья КУМЕЙКО, методист центра развития творчества детей и юношества «Пресня»;
Елена МОЧАЛОВА, педагог-организатор центра развития творчества детей и юношества «Пресня»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте