О том, какими бывают смех и поздравления, а также о том, как на них реагировать, рассказывает Елена ЗОЛОТАРЕВА – педагог-психолог Воронежской гимназии имени Андрея Платонова.
– Вот и наступил апрель – пора любви и юмора. Кстати, недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствует о сниженном эмоциональном уровне человека.
Школьники смеются на уроках, переменах, на праздниках. Неверно произнесенная фамилия, оговорка у доски, упавшая шпаргалка, неожиданно появившаяся голова в дверном проеме – это и многое другое вызывает у детей взрыв смеха. А вот педагогов это нередко обижает.
Особенно весело и шумно на переменах. Школьники делятся впечатлениями от урока, рассказывают друг другу об интересных событиях. Оказывается, дети обладают невероятной способностью видеть в обычных вещах смешное. И здесь педагогам есть чему поучиться, ведь взрослым умения смеяться не хватает.
Чаще всего детские розыгрыши бывают веселыми. Самое распространенное – это вызов учителя к директору. Наверное, многие вспомнят ситуацию, когда дети с очень серьезными лицами строгим голосом передают просьбу директора срочно зайти к нему в кабинет: «Лариса Ивановна, вас вызывает директор». Причем из года в год это повторяется, потом обсуждается в учительской: «Меня сегодня 7-й «А» к директору вызывал. И я, представляете, уже за дверь вышла и только потом вспомнила, что сегодня – первое апреля!» – но учителя все равно идут!
Еще один частый розыгрыш – это когда дети с круглыми глазами вбегают в кабинет с криком «скорее, скорее, там такое случилось!». И учитель со всех ног бросается смотреть, что же такое страшное случилось ТАМ?! Спешит, не вникая и не разбираясь в деталях. Но, как рассказала одна учительница, смутило ее то, что дети не впереди бежали, а позади нее. Я, говорит, первая несусь, а они сзади, и тут я понимаю: что-то не то. Замедлила шаг, потом остановилась и – вспомнила, какой сегодня день на календаре.
Часто ученики используют шаржи или фотоколлажи в стенгазете. Дети подчеркивают яркие привычки учителей. Например, историк, любящий книги, в шарже превращается в ходячую энциклопедию. А какая-нибудь молоденькая учительница, предпочитающая экстравагантные наряды, изображается в виде Каркуши с цветными бусиками и в большой шляпе. Обычно это учителям нравится, потому что дети такими своими работами не обижают, а стараются просто рассмешить. Кстати, создают ребята свои шедевры не только к первому апреля, но и к 8 Марта или ко Дню учителя.
Самый яркий пример детского розыгрыша из истории нашей гимназии – это бумажные кнопки. Был у нас такой интересный класс, который как-то на первое апреля сделал учителям кнопки из бумаги. Вырезали, раскрасили, а острие склеили из ваты, или просто перышко вставляли. Самое смешное было, когда некоторые учителя все-таки умудрялись садиться на эти совсем не маленькие, «сувенирные» кнопки! Просто не обращали внимания на сиденье стула: как обычно, заходили в класс, здоровались, начинали урок и садились на стул. Правда, тут же вскакивали: хоть и вата, но все равно чувствуется, что что-то на стуле лежит… Сейчас все учителя эти кнопки хранят и с теплотой вспоминают то первое апреля.
Злых розыгрышей учителя не помнят, говорят, все были добрые.
С помощью юмора дети спасают себя от переутомления и перегрузок. Однако смех полезен в разумных пределах, иначе он может мешать успешному протеканию учебного процесса.
Особенное внимание педагогам следует обратить на выбор детьми объектов для смеха. Таковыми не могут выступать ни недостатки внешности человека, ни неловкие движения, вызывающие боль, ни события, близкие к трагическим. Смешно должно быть всем детям, в том числе и тому, над кем смеются.
Как же все-таки педагогам, умудренным жизненным опытом, отвлечься от проблем без каких-либо материальных затрат? Можно смотреть юмористические передачи и комедии. Можно послушать или почитать анекдоты. А иногда бывает достаточно посмеяться над собственными слабостями или неудачами.
Один из способов борьбы со стрессом – это изменение отношения человека к проблеме. Например, надо постараться найти в стрессовых ситуациях смешные стороны. Если это удается, человек начинает видеть проблему с другой стороны и она уже больше не кажется ему такой ужасной. Просто сядьте и подумайте, что смешного можно было бы сказать по этому поводу. Или другой вариант: представьте, что все это происходило не с вами, а с вашими знакомыми. Как бы вы вместе могли посмеяться над этой ситуацией? Как и чем вы постарались бы утешить своих знакомых? Или – какой анекдот вам приходит в голову в связи с этой ситуацией?
Развеселите себя и постарайтесь сами себя рассмешить. Как только это удастся, вы заметите, как ваша отрицательная энергия изменяется на светлую, радостную и позитивную. Одновременно вы почувствуете, что смогли отрешиться от проблемы, взглянуть на нее со стороны. Вам уже стало легче, и ваше отношение к проблеме изменилось. Возможно, вы вообще уже перестали беспокоиться по этому поводу либо нашли какое-то оригинальное решение.
Таким образом, для педагога важно уметь ценить юмор в детях и постараться сохранить в них умение замечать в обыденном смешные стороны. Давайте смотреть на мир веселыми детскими глазами!
Комментарии