На фестивале школьных библиотек «БиблиОбраз» осенью прошлого года прозвучал гимн, посвященный работникам школы, о которых всегда говорят гораздо меньше, чем об учителях. В нем есть такие слова:
Библиотекарь, открой мне
свой ковчег,
Свой каталог, звучащий
как поэма, –
Мы выйдем в море
с капитаном Немо,
Умчимся к звездам
в двадцать третий век…
Сегодня, к счастью, отношение к школьным библиотекам меняется. Их рассматривают как особую подсистему в образовательном пространстве, которая может повлиять на формирование духовной культуры детей. Библиотеки становятся важнейшим информационным и учебно-методическим центром. От уровня библиотечно-информационного обслуживания учеников во многом зависит, достигнем ли мы нового качества образования, а в конечном итоге – качества жизни.
Однако реальное состояние библиотек далеко от желаемого. Для большинства из них характерны одни и те же проблемы: крайне малое финансирование, слабая техническая оснащенность, часто сложные условия труда, низкая оплата труда работников. Но основная проблема – статус школьного библиотекаря, престиж этой профессии в обществе. Чтобы решить весь этот комплекс вопросов, необходимо взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти, всех заинтересованных организаций и общественных объединений. И то, что библиотеки общеобразовательных учреждений с 2002 года оказываются в центре общественного внимания, говорит о начале перемен.
Ключевые проблемы функционирования школьных библиотек обсуждались, к примеру, на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, Межведомственной коллегии Минобразования России и Минкультуры России, парламентских слушаниях в Совете Федерации. В 2002-2003 учебном году региональным общественным фондом «Центр развития русского языка» при поддержке Минобразования России был проведен всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений «БиблиОбраз», который способствовал повышению профессионального мастерства школьного библиотекаря, выявлению опыта работы библиотек общеобразовательных учреждений. Итоги конкурса были подведены на Фестивале школьных библиотек в октябре 2003 года.
А в феврале 2004 года состоялась коллегия Министерства образования России, где рассматривались основные направления совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования: обновление нормативной правовой документации школьных библиотек, их техническое оснащение, создание условий для автоматизации библиотечных процессов, использования новых информационных технологий и включение библиотеки в процессы компьютеризации общего образования, формирование книжных фондов и другие.
По всем направлениям приняты решения. Правда, в части финансирования они носят рекомендательный характер. Так, органам управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендовано в местных бюджетах предусматривать средства на комплектование учебных и основных фондов, содействовать укреплению и развитию материально-технической базы, компьютеризации библиотек.
В некоторых российских регионах, там, где поняли роль и место школьных библиотек в развитии образования, воспитания подрастающего поколения, и без того над этим работают. Хороший опыт имеется в Чувашии, Кемеровской области, Краснодарском крае и других субъектах Российской Федерации.
В Псковской области, например, уже с 1997 года работает межведомственный координационный библиотечный совет, который возглавляет заместитель главы областной администрации по социальным вопросам. В 2003 году здесь была создана региональная информационная система учебного книгоиздания, позволяющая всем муниципальным органам управления образованием находиться в едином информационном поле в режиме обратной связи. В области хотят пойти дальше и объединить образовательные учреждения, школьные библиотеки и уже имеющиеся информационные центры в единую компьютерную сеть. Но это будет в том случае, если вновь созданное Министерство образования и науки продолжит начатую его предшественником линию по обеспечению компьютерной техники в школьные библиотеки России. И если будет доведено до конца дело по изменению статуса школьного библиотекаря и он получит к своей должности существенное дополнение – «педагог».
Комментарии