В Ленинградской области из-за отсутствия бюджетных средств обеспечение школ учебниками практически прекратилось. Чтобы решить проблему, нужно объединить производителей – от заготовителей леса до издателей. Инициаторами такого проекта выступили Каменногорская фабрика офсетных бумаг (расположенная в Лен.области) и руководство Учколлектора. Эту идею обсуждали в Северо-Западной лесопромышленной компании.
Финансирование новых учебников будет проходить как из бюджетных, так и внебюджетных средств (родители, спонсоры). Главным звеном здесь является Сбербанк, куда поступают выделенные правительством Лен.области бюджетные средства и родительские деньги. По распоряжению Комитета по общему и профессиональному образованию и директоров школ делается заказ учебников на Каменногорскую фабрику. Причем 5% от общей суммы остается на счету школы – это запланированная скидка.
Девиз нового проекта: качественные учебники по минимальной цене. Полуторалетний опыт Архангельской области показал, что стоимость учебника составляет от 12,36 до 16,60 рубля в зависимости от формы оплаты. Между тем средний уровень цен на учебники и сегодня – 17,91 рубля.
Международный семинар “Роль, место и цели учебников и других средств обучения нового поколения в системе школьного исторического образования в Российской Федерации” прошел в Петрозаводске. Его организаторы: Совет Европы, Минобразование и Петрозаводский университет.
На семинаре работали три группы, которые в последний день изложили свои рекомендации. Вот некоторые из них. Для сельской школы должен быть выпущен один основной учебник. При подготовке новых учебников нужно предусмотреть разноуровневые задания. Оптимальным вариантом считается существование и использование учебника-комплекса, то есть включающего визуальный ряд – карты, фото, иллюстрации, тесты, таблицы. Учебники и программы должны соответствовать федеральным и региональным стандартам. В авторском коллективе при подготовке нового учебника обязательно должен быть представлен психолог.
Участники семинара были едины в том, что учебники нужно менять. Помимо системного оформления информации, они должны формировать образ эпохи, побуждать ученика к диалогу, стимулировать его поиск.
Представители двух философий преподавания истории – западной и восточной – сошлись на том, что сбрасывать учебник истории, несмотря на общее увлечение компьютерами, с парохода современности еще рано.
В издательстве “Просвещение” прошла презентация рабочих тетрадей по математике для 5-6-х классов и по геометрии – для 7-11-х классов. Условно представленные пособия можно разделить на два типа. Первый – это жестко привязанные к конкретному учебнику, т.е. соответствующие его содержанию и разбивке по темам. К ним относятся тетради 5-6-х классов Шеврина Л.Н., Гейна А.Г. и др. для учебника тех же авторов, тетради Бунимович Е.А., Краснянской К.А. и др. – к учебнику Дорофеева Г.В. (5-й класс), тетради Атанасяна Л.С., Глазкова Ю.А. и др. к учебнику Атанасяна. Второй тип – это тетради для 10-11-х классов Литвитенко В.Н., в которых собраны новые задачи и примеры по курсу стереометрии. Они подходят для работы с любым учебником.
Учителя, присутствующие на презентации, отметили, что тетради лучше использовать сразу после объяснения нового материала. При таком подходе ученики привыкают работать с определениями и аксиомами, запоминают стандартные фразы из доказательств и, конечно, экономят время на чертежах и длинных записях.
Александра АЛЕШИНА,
Наталья МЕШКОВА,
Ольга ФИЛИППОВА
Комментарии