Мы уже писали о Book Club#56 (книжном клубе#56) в июльском номере «Учительской газеты-Москва». Весной 2020 года после двух месяцев дистанционного обучения нам хотелось поделиться с коллегами интересной и новой онлайн-формой урока. Тогда мы еще не могли предположить, что онлайн-урок литературы трансформируется в масштабный и тиражируемый проект, а в январе 2021 года будет представлен в проекте «Опыт московских школ» на МосОбрТВ, а также выдвинут номинантом городского конкурса «Школа будущего»-2021.
Инициатором клуба стал ученик 6‑го класса Артемий Косинец. Педагоги школы помогли ему развить идею, и очень скоро на платформе книжного клуба стали появляться списки литературы для рекомендуемого внеклассного чтения и прошли обсуждения книг.
Проект книжного клуба Артемий презентовал на ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Легасовские чтения», которая также проходила в онлайн-формате, в апреле 2020 года, и получил самую высокую оценку экспертов.
Спустя полгода, перед началом нового учебного года, появился книжный онлайн-клуб «Эрудит» как проект другого шестиклассника – Даниила Мазура, который решил делиться преимущественно впечатлениями от книг зарубежных авторов. Эту особенность клуба также взяли на вооружение педагоги, предложив проводить на платформе клуба чтение произведений на языке оригинала.
Первым таким мероприятием стало чтение и обсуждение фрагментов книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Школьники также прочитали и обсудили стихи Ф.Г.Лорки и Ш.Бодлера на языках оригинала.
Сейчас в сообществах Book Club#56 в одной из социальных сетей более 1000 подписчиков.
Так, книжный клуб онлайн Book Club#56 в этом учебном году получил новый виток и превратился в формат панельных дискуссий учеников, родителей, учителей и гостей (писателей), который решает такие задачи для формирования успешной, интеллектуально и духовно развитой личности в современном социуме, как:
– формирование у обучающихся читательской грамотности;
– развитие интеллектуальных онлайн-компетенций;
– формирование ценностных ориентиров;
– развитие школьных community – сообществ по интересам;
– освоение междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией».
Одним из важных составляющих аспектов работы клуба является процесс социализации подростков. И это понимают и подчеркивают сами ребята. Вот мнение одного из учеников:
– Благодаря такому формату я узнаю разные мнения о прочитанных книгах и лучше запоминаю их содержание. Иногда эти мнения не совпадают с моим, и это заставляет задуматься. Но в основном участников нашего книжного клуба я могу назвать единомышленниками: все мы любим читать, рассуждать, анализировать.
Ценность общения подростков посредством обсуждения прочитанных книг очевидна. Учащиеся развивают навыки культуры дискуссии, вдумчивого чтения, анализа информации. «Проживая» жизнь литературных героев любимых книг, получают нравственно-духовный и ценностный опыт. Такой подход нашел живой отклик у школьников, они с радостью участвуют в мероприятиях книжных онлайн-клубов. К участию в дискуссиях присоединяются учащиеся из других параллелей, а также выпускники, учителя и родители.
В этом совместном творческом, созидательном, эмоциональном процессе учеников, учителей и родителей в сознание детей экологично внедряются морально-этические паттерны, которые формируются в том числе на примере положительных литературных героев.
Татьяна ТЮРИНА, учитель русского языка и литературы школы №56 имени академика В.А.Легасова, соавтор проекта Book Club#56
Комментарии