search
main
0

Книжная полка. Учит добру

Учебник XXI века. Каким он должен быть? Таким, который может дать растущему человеку верные ценностные ориентиры в окружающей действительности. Способствует воспитанию единства слова и дела, помогает познать и реализовать себя, учит сотрудничеству. Способен зажечь стремлением к высоким жизненным идеалам, обогатить духовно.

Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики.Л.Толстой

Учителя, ученики и родители такой учебник получили! Об этом уверенно заявят все, кто работает в пятых классах по учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Боголюбова, Н.Виноградовой, Л.Ивановой. Авторов у учебника много. И это первый признак, что он написан не наспех, а вобрал огромную практику общения с детьми и отвечает на главный вопрос любого учителя истории и обществознания: как вырастить достойного человека? Как развить его душу, ум, талант. Как дойти до каждого, даже самого слабого ученика? Пробудить в нем жажду познания, приохотить к серьезному, творческому и самостоятельному труду ума и души.

Да, в центре внимания все те же непреходящие ценности: борьба «добра и зла». Но книга написана так, что ученики становятся заинтересованными участниками собственного обучения и воспитания и учит их главному: как стать творцом своей собственной судьбы и страны.

Глава «Человек» учит ребят общаться, быть терпимыми, тому, как нужно относиться к людям. Учителю не надо тратить массу времени на подготовку к урокам. Помогают удачно подобранные иллюстрации, рисунки, живописные и скульптурные произведения, которые по праву составляют достояние культуры. Рубрика «Поэтическое слово» включает стихи, фрагменты прозы, связанные с темой параграфа. В конце каждого, рубрика «Проверь себя», где помещены вопросы, ответы на которые имеются в тексте. Практикум подводит итог работе над темой. Равнодушных в классе нет, потому что учебник написан умными увлеченными людьми, которые понимают, как трудно готовиться к урокам учителю в сельской местности, как не хватает времени педагогу в городских школах, как трудно найти те самые точные слова, которые могут сделать атмосферу взаимоуважения и чуткости ребят друг к другу, может помочь каждому ребенку поверить в себя, в свои силы, увидеть перспективу развития. Стать талантливым.

Глава «Семья». Нужна ли она ребенку? Какими бывают семьи? Гимн любви к родителям. Пока это безыскусные строки, пятиклассницы:

«Кто похож на солнце?

Кто добрее всех?

Знают это дети

Дети все на свете.

Да и как не знать

Дорогую мать».

Ксения Лещенко, 5-й класс

«Спасибо мама, что всегда ты рядом

Поддержишь словом, жестом, взглядом

Со мною в жизни и успех, и счастье,

Благодаря лишь твоему участью!

И пусть любви твоей сияет свет

Всех благ тебе на много, много лет!

Катя Черенова

В третьей главе «Школа» не только даны полезные советы, как лучше устроить свою жизнь в классе и школе, как правильно общаться с одноклассниками, сверстниками, друзьями. В разделе «Практикум» предложено подготовить презентацию «О нас и нашем классе». Ребята делятся на группы в зависимости от развития товарищеских отношений, симпатий и интереса к творческому заданию. Первая группа «обществоведов» познакомила всех гостей, пришедших на презентацию, с учителями, которые работают в классе.

Предварительно педагогам была предложена анкета, вопросы которой были сформулированы так, чтобы мудрый и строгий наставник стал ближе, понятней, роднее. Это не только любимое занятие, увлечение, но и любимая музыка, цвет, стихи, блюдо. О каждом преподавателе было сказано много добрых слов уважения и благодарности.

Вторая группа экскурсоводов поведала о том, какие экскурсии школьные и семейные запомнились больше всего и остались надолго в памяти. Рядом с портретами учителей фотографии путешествий с классом, родителями, друзьями. Выступали каждый в группе, высказываются пожелания о новых экскурсиях, путешествиях, походах.

Ребята третьей группы – «психологи» проведя анонимное анкетирование, рассказали присутствующим о том, какие взаимоотношения у учеников в классе. С кем все хотели бы дружить, что в классе нравится, что огорчает в общении, что хотелось бы изменить? Шоколадные медали вручаются самому доброму, самому веселому, самому умному ребенку в классе. Номинаций много, подарки получили все. Однако всем ребятам хотелось попасть в четвертую группу. Группа этих ребят получила задание узнать, чем ребята занимаются после школы. Как гордились они, рассказывая о своих пристрастиях и достижениях, показывая вышивки, которые вызывают удивление и восторг, заставляя смотреть на Свету Павлову совсем другими глазами. Рисунки Лизы Федоровой, игра на баяне Антона Крюка, танцы в нарядных костюмах, рассказ о спортивной секции в хоккейной форме вызывает восторг, удивление, неподдельный интерес ребят друг к другу. Они трудились в группе, перезванивались, сдружились. Работали творчески. Равнодушных не было!

А впереди тема «Родина». Ребята будут встречаться с ветеранами. Для этого случая готовятся поделки, подарки, стихи и игрушки. Потому что на вопросы к шестой главе «Как научиться делать добро?» готовиться надо заранее. В конце учебника словарь трудных слов, выдержка из Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, вопросы для итогового повторения, стихи для чтения после уроков. Огромное спасибо вам, авторы, коллеги! Только таким и должен быть учебник XXI века! И сейчас, когда решается вопрос о программах и учебниках к будущему 2005-2006 учебному году, выберем элективный курс для 5-го класса «Азбука прав человека». Этот курс необходим для будущего гражданина, патриота России и просто хорошего человека, который знает не только свои права и обязанности, но и не нарушает прав и свобод других людей.

Ольга СТЕЛЬМАЧЕНКО, учитель истории и права, Одинцово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте