search
main
0

Книжная лавка

“До” и “после” спектакля…

И.М.Смоктуновский. “Быть!” Предисловие Анатолия Кима. Москва. Издательство “Алгоритм”, 1999 год.

Сначала несколько слов о предисловии. Анатолий Ким больше известен нашему читателю как талантливый прозаик, романтик, чьи заслуги в области художественной литературы отмечены недавно избранием его действительным членом Академии российской словесности. Но тут писатель предстает перед нами в новом качестве – оказывается, он прекрасный знаток театра и кино. Это подтверждается проникновенными словами о величайшем актере современности – Иннокентии Михайловиче Смоктуновском. О нем написаны десятки разных книг, монографий, газетных и журнальных статей. Но слово Анатолия Кима – особенное, живое, наполненное чувством сострадания и восхищения талантом актера.

Книга эта составлена из записок актера: “Перед читателем пройдет жизнь Иннокентия Михайловича, знавшего и голод, и бездомность, и бедность, и порох военного времени, чему в книге уделена большая глава”. Чем еще привлекательна для нас книга “Быть!”? Ну, конечно же, раздумьями И.М.Смоктуновского об актерской профессии, которая по существу была для него самой жизнью. Иннокентий Михайлович не делил жизнь на “до” и “после” спектакля и съемок в кино. Это было единое целое, посвященное высокому служению искусству. Интересны в книге эпизоды, где актер рассказывает о своей работе в Ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.А.Товстоногова, о переезде в Москву, поступлении на службу в Государственный академический Малый театр, где он сыграл всего одну роль – царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле, поставленном режиссером Б.И.Равенских в 1973 году. Последние годы жизни Иннокентий Михайлович Смоктуновский играл в Московском Художественном театре имени А.П.Чехова под руководством народного артиста СССР Олега Николаевича Ефремова. О работе с этим актером и режиссером, человеком очень сложным, также написано в книге.

Небезынтересны и страницы, где И.М.Смоктуновский рассказывает о своей работе в кинематографе. Сыгранная им роль Гамлета в киноленте Г.И.Козинцева принесла актеру мировую известность и славу. Гамлет принес И.М.Смоктуновскому официальное признание. Королевская Академия искусств Великобритании объявила И.М.Смоктуновского лучшим исполнителем роли Гамлета.

В книге много эпизодов, связанных с теми, кого можно назвать друзьями Иннокентия Михайловича. Собственно говоря, по его мнению, у человека много друзей не бывает. Переехав из Ленинграда в Москву, И.М.Смоктуновский обрел в первопрестольной единственного друга – народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР Андрея Алексеевича Попова. Задумываясь о том, что сближало этих людей, приходишь к выводу горестному, неутешительному. Говорят, что, как правило, дружба завязывается между разными, очень даже не похожими личностями. Но здесь – прямая противоположность этой банальной сказке. У И.М.Смоктуновского и А.А.Попова было очень много общего. Оба – представители активнейшего творческого поиска, взрывного актерского темперамента. Каждый из них мог в одночасье переступить границы вроде бы устоявшегося творческого благополучия. Шагнуть в неведомое. В поисках мечты, возможности нового самовыражения. Андрей Алексеевич Попов был на высоте положения в глазах общества, когда вслед за своим отцом, выдающимся режиссером, руководил Центральным академическим театром Советской Армии. Но в то же время, по его признанию, он был стеснен рамками военного ведомства, хоть и ставил такие спектакли, как “Элегия”, “Смерть Иоанна Грозного”, и играл в них главные роли. Всю жизнь его неудержимо тянуло к А.П.Чехову, его драматургии. Его тянуло во МХАТ. И в конце концов Андрей Алексеевич пришел в этот театр. Пришел к А.П.Чехову. Пришел просто на правах актера театра. И.М.Смоктуновский же, как мне представляется, был актером того театра, которого просто-напросто не существует в нашей действительности. Во МХАТе он оказался, уверовав в мечту о театре, где каждая роль могла бы стать его импровизацией. Оба обманулись? Каждый из актеров отвечает на этот вопрос в книге “Быть!”. Важно, чтобы мы, читатели, нашли для себя тот ответ, который, увы, не лежит на поверхности повествования…

Валерий ЕРМОЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте