Как среди многообразия изданий выбрать качественное пособие для подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку? На мой взгляд, нужно учитывать несколько критериев: структурированность подачи материала, наличие инструкций и пояснений к заданиям, подбор интересных и актуальных для подростков текстов, которые будут использованы для подготовки к заданиям с развернутым ответом.
Учебное пособие «Русский язык» авторов И.П.Васильевых и Ю.Н.Гостевой, по моему мнению, соответствует этим требованиям. 38 вариантов КИМов дополнены критериями оценивания, инструкцией к выполнению, ответами и решениями. Кроме того, учебное пособие прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ».
Вышедшая в издательстве «Экзамен» книга позволяет школьникам на практике освоить и отработать материал, подобный тому, с которым выпускники встречаются на итоговой аттестации.
Формат пособия весьма удобен: после каждого задания есть место для фиксации ответа. Все 38 вариантов созданы по аналогии с теми, что содержатся в демонстрационной версии ОГЭ по русскому языку. А «ключи» к тестам представлены в виде таблицы, что значительно облегчает учителю процедуру проверки правильности выполнения заданий.
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
2 | 13<или>31 | 35<или>53 | 13<или>31 | 14<или>41 | 25<или>52 |
3 | 34678910<или>любая другая последовательность этих чисел | 1234569<или>любая другая последовательность этих цифр | 1234567810 <или>любая другая последовательность этих чисел | 123478910<или>любая другая последовательность этих чисел | 13689<или>любая другая последовательность этих цифр |
4 | дружескийсовет | экстрактхвои | творческиемуки | спицаизстали | тревожновзглянул |
5 | 24<или>42 | 25<или>52 | 14<или>41 | 23<или>32 | 25<или>52 |
6 | 135<или>любая другая последовательность этих цифр | 125<или>любая другая последовательность этих цифр | 235<или>любая другая последовательность этих цифр | 145<или>любая другая последовательность этих цифр | 134<или>любая другая последовательность этих цифр |
7 | 45<или>54 | 45<или>54 | 14<или>41 | 13<или>31 | 45<или>54 |
8 | горе<или>горя <или>несчастье <или>несчастьям | блуждать<или> ходить<или> блуждал<или>ходишь | мириады<или> вмириадах <или>мириадах | люди | никогда |
Значительный плюс пособия – наличие подробного и понятного аналитического разбора одного из вариантов. Для каждого задания сформулированы требуемые знания и умения. Например:
«Задание 6 требует умения проводить анализ содержания текста. Важно внимательно прочитать текст и в процессе проверки соответствия приведенных в задании высказываний содержанию текста возвращаться к тем фрагментам, которые могут подтвердить или опровергнуть соответствующие предположения».
Кроме того, указаны особые случаи, так называемые ловушки, которые необходимо учитывать, чтобы не допустить ошибку:
«Необходимо помнить, что подлежащее и сказуемое могут быть выражены практически любыми частями речи, основа может состоять только из подлежащего (назывное односоставное предложение) или только из сказуемого (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное односоставное предложение)».
Авторы определили и выделили последовательность действий, необходимых для выбора ответа. Сложный лингвистический материал по синтаксису, орфографии, пунктуации, лексике объясняется системно и структурированно, подается в полном объеме, но при этом достаточно лаконично. Таким образом, на основе аналитического разбора создается четкий алгоритм выполнения каждого тестового задания, что способствует ясности его выполнения:
«Проверяем достоверность объяснения 1. В слове «парадоксальный» написание безударной гласной О в корне действительно проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге, – парадОкс. Цифра 1 будет в ответе».
Особо значимая часть основного государственного экзамена по русскому языку – задания, требующие развернутого ответа, то есть сочинение и изложение. Именно эти задания являются самыми сложными, и именно они приносят большее количество итоговых баллов. Вот почему во время подготовки очень важно обращаться к качественному текстовому материалу. Содержание не должно быть банальным. Необходимо, чтобы тематика и проблематика текстов вызывали эмоциональный отклик у подростка.
Тексты для подготовки к сжатому изложению, представленные в пособии, обладают жанрово-тематическим многообразием: эссе о Родине, языке, природе, красоте, любви, философские размышления и воспоминания. Сборник содержит раздел, в котором дана информация о представленных текстах для изложения: сформулированы и перечислены микротемы в соответствии с абзацным членением.
Текстовый материал для работы над сочинением мне как учителю русского языка также показался интересным. Авторы не ограничились классическим набором отрывков из произведений подростковой литературы. В пособии представлены художественные и публицистические тексты журналистов, литературных критиков, искусствоведов, лингвистов, писателей.
Данную книгу можно рекомендовать как учителям для подготовки к урокам и разработки текущих контрольных работ, так и обучающимся для самостоятельного освоения структуры и содержания заданий экзамена.
Ольга ЛЯШЕНКО, заместитель директора школы №3, Пермь
Комментарии