Если бы кому-то захотелось понять, что такое творческий гул, он мог бы заглянуть на 4‑й этаж Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д.Ушинского. Здесь, в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ), работала лаборатория идей «Профессиональные сообщества молодых педагогов: новые горизонты». Идей было много, задора хоть отбавляй, но по-другому и быть не могло. Ведь, когда собирается умная и смелая педагогическая молодежь, сам воздух гудит от творчества!
Встреча в ЦНППМ, по сути, стала прологом к будущей деятельности в рамках Ассоциации молодых педагогов Санкт-Петербурга. Подготовка к созданию сообщества активно ведется, и объединение представителей всех районных советов молодых педагогов в лаборатории идей с целью познакомиться друг с другом и попробовать набросать перспективный план работы в рамках ассоциации – один из этапов этого процесса.
Важно, что общение получилось исключительно неформальным. К примеру, первое, что попросил сделать педагогов модератор, методист ЦНППМ Владислав Миюсов, – это… пригласить на встречу с собой совершенно незнакомого коллегу. На встрече требовалось обсудить с ним, есть ли чем гордиться в своей профессии и какова сокровенная профессиональная мечта. И надо было видеть, как в неожиданно сложившихся дуэтах педагоги с энтузиазмом искренне рассказывали друг другу о себе и делились своими размышлениями и переживаниями!
На смену активному «разогреву» пришла теория, педагогам представили семь ключей, каждый – важная часть единого целого, которое будет представлять собой ассоциация. Это и команда, и деятельность объединения, и организационная культура, и ресурсы, и продвижение, и работа с партнерами и потенциальными членами ассоциации.
Как заметил Владислав Миюсов, когда речь идет о формировании команды, важно понимать, кто рядом с тобой, что и как все будут делать и, главное, зачем собрались. При этом самая частая ошибка в командообразовании – приглашать друзей. Друзья не всегда обладают той или иной компетенцией, а команде необходимо ядро, где каждый должен уметь брать на себя ответственность за свое решение.
Подходя к такому ключу, как «деятельность», нужно понимать, какие у нее будут направления, разделить ее на этапы и использовать разные формы. Ключ «организационная культура» тоже необходим, потому что людей объединяют в команду ценностные установки, и эти установки могут отражаться в символике, в рождении ритуалов, традиций и т. д. Владислав Миюсов выделил также такой ключ, как «работа с партнерами». Без понимания выгоды для обеих сторон сотрудничество не будет эффективным, поэтому при поиске социального партнера необходимо не только брать, но и предлагать то, что может быть полезным другому.
Как оказалось, разговор о ключах был не случаен, поскольку именно они стали темой обсуждения произвольно сформированных рабочих групп. Молодые педагоги за круглым столом сначала делились опытом, затем рисовали идеальное будущее, потом генерировали идеи и, наконец, рефлексировали. И все это в контексте предстоящей работы ассоциации. Кто-то определял, каким может быть состав команды лидеров и как выстраивать затем систему обучения лидерству, кто-то предлагал этапы и формы деятельности, включая, например, создание в рамках ассоциации маленьких сообществ по интересам, кто-то, описывая работу с потенциальными членами ассоциации, рассказывал о своем опыте вовлечения педагогической молодежи в интересные проекты. Для рабочей группы, занимавшейся позиционированием и продвижением, показалось важным подчеркнуть, что для развития ассоциации можно использовать ресурсы районных советов молодых педагогов и при этом акцентировать внимание на существующих брендах, ведь в каждом СМП есть своя уникальная активность. Те педагоги, кому досталась работа с партнерами, тоже предложили ряд интересных идей, в том числе проведение своеобразной фабрики педагогических звезд, гостями и зрителями которой могли бы стать студенты, управленцы, деятели культуры и искусства, предприниматели и т. д.
Общение в рамках фасилитационной сессии оказалось столь продуктивным, что учитель биологии, методист Морского лицея Екатерина Герус в шутку сказала: «Когда оценили работу в группах, поняли, что создали… профсоюз».
Впрочем, шутка оказалась недалека от истины. Именно Межрегиональная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования активно поддержала идею создания Ассоциации молодых педагогов Санкт-Петербурга. На встрече с педагогической молодежью ее председатель Иван Кайнов подчеркнул, что цели и задачи того и другого объединения совпадают. И у молодежи, и у опытных педагогов сегодня огромный запрос на самообразование, на личностный и профессиональный рост. Эту потребность нужно поощрять, стимулировать, в том числе предоставляя людям площадки и возможности для неформального общения, которое способствует не только обмену опытом, но и «сверке часов», пониманию, какие меры социальной поддержки необходимы педагогам, что нужно предпринимать, чтобы молодежь оставалась в профессии. Иван Кайнов поблагодарил участников лаборатории идей за мощный мозговой штурм и заверил, что часть озвученных предложений обязательно ляжет в основу положения об Ассоциации молодых педагогов Санкт-Петербурга.
Как призналась старший воспитатель детского сада №45, председатель СМП Красносельского района Петербурга Вероника Бекасова, подобные встречи – это отличный способ завязать новые знакомства, узнать, чем живут коллеги. Кроме того, такое эмоционально-интеллектуальное общение служит механизмом продвижения новых идей по поддержке, привлечению молодых специалистов в систему образования, в профессиональные сообщества.
С этим согласна заведующая ЦНППМ СПбАППО Кристина Зайцева. По ее мнению, профессиональные сообщества – это огромный ресурс для вдохновения:
– Часто бывает, что ты находишься на рабочем месте, и тебе кажется, что ты недостаточно работаешь или, наоборот, работаешь слишком много, или кажется, что никто тебя не ценит. Когда же приходишь в сообщество, здесь есть люди, у которых схожие проблемы, и ты можешь посоветоваться, сделать выбор и принять решение. Профессиональные сообщества – та среда, которая помогает увидеть другой или, наоборот, схожий взгляд на твою проблему и определиться с тем, куда идти дальше и что делать.
Как считает Кристина Зайцева, Ассоциация молодых педагогов – именно такое пространство неформального и плодотворного общения, способное вдохновить, сплотить, мотивировать молодых специалистов. И конечно, ассоциация должна стать помощником в реализации актуальных задач государственной, региональной политики, которые ставит перед педагогической общественностью правительство Санкт-Петербурга, Комитет по образованию.
Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург. Фото автора
Комментарии