search
main
0

“Ключи” к Достоевскому Материалы к урокам по “Преступлению и наказанию”

I. Философский “ключ”

Титан русской литературы, Достоевский создавал произведения, в которых говорит с нами как пророк, предвосхитивший многое из того, что свершилось позднее. Философские интересы писателя не были первичными. Собственный опыт и его осмысление привели Достоевского к философии.
Достоевский утверждает: только через страдание человек познает самого себя и становится самим собой (“страдаю, следовательно, существую”).
Метафизический опыт Достоевского, по теории Райнхарда Лаута (немецкого философа), выявляется в философии негативного и положительной философии.

Философия негативного
1. Бессмысленность бытия. (Человек не находит оправдания собственного бытия, открывается бездна разочарования между ожиданиями и действительностью).
2. Бога нет. (Бессмысленное существование не может быть дано Богом, если мы видим в нем всемогущее и всеблагое существо. Значит, Бога нет).
3. Бессмертия нет. (Если нет Бога, то не может быть ни загробной жизни, ни бессмертия, ибо опыт свидетельствует, что сознание гибнет после смерти вместе с мозгом. Только божественное вмешательство могло бы дать душе новое сознание и независимое от тела существование).
4. Морали нет. Все дозволено. (Если бессмертия нет, и бытие не имеет смысла, нет также и “объективной нравственности”. Предпосылкой нравственного закона является высокий смысл. Если же такого объективного, совершенного смысла не существует, человек оказывается нравственно изолированным. В результате он вступает на место Бога, чтобы самому принимать решение о добре и зле. Отсюда – вседозволенность).
5. Идея пользы. (Перед этой идеей склоняется человеческая любовь и поиски истины, расовая гордость, национальность и религия. В результате смещаются и уравновешиваются понятия: добро есть то, что полезно, зло есть то, что бесполезно. Богатство дает могущество. Деньги сглаживают неравенство, и в этом их сила).
6. Идея власти. (Индивидуальное или коллективное стремление к выгоде ведет к насилию, если обычные средства “не работают”. Появляется идея власти, сверхчеловека: власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Сверхчеловеку не нужны ни сострадание, ни нравственные раздумья, только властвовать над людьми).
7. Земная власть избранных. Бунт против Бога. (Исходным пунктом для обоснования этой идеи является фундаментальное убеждение в таких человеческих свойствах, которые неизбежно приводят к безграничному господству и насилию. Сильные люди, обладающие властью, делая последний шаг к свободе людей, освободят и от идеи Бога. Безразлично, есть Бог или нет. Они принимали решение по собственному желанию и восставали против так называемого божественного порядка).
8. Идея человека и человечества. (Существует две альтернативы: путь эгоизма (все ради себя) или путь альтруизма (все ради других людей).
9. Воля к метафизической свободе. (Наряду с попыткой освободить человечество от нравственного закона и от Бога, наряду с бунтом против Бога имеет место полное таинственности стремление человека к освобождению от собственной природы).
10. Самоубийство. (Доказательство своей свободы от всего. Самоубийство – это преступление против самого бытия).
11. Нигилистическая революция. (Отрицание ради отрицания, революция против революции; разрушение всех культур и самой истории).

Положительная философия
1. Грехопадение. (Грехопадение есть познающее деяние и духовное познание зла. Оно как необходимое условие, толчок к нравственному совершенствованию. Единственное, за что еще может ухватиться человек, если он не хочет стать добычей нигилизма, есть страдание, в котором пропащий в этом мире человек видит высокий удел. “Страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль…”).
2. Вина и искупление. (Если мы хотим покончить с наличием зла и вины, мы должны прежде всего признать нашу собственную вину. Почти любой грех исходит из ошибочно понятого, но доброго стремления. Грехопадение необратимо, поэтому остается только признать вину и раскаяться. Искупление в страдании).
3. Смысл страдания. (“Страдание есть последствие греха и зла. Но страдание есть также искушение”. Страдание необходимо для душевного очищения. Мировоззрение, на котором покоится все православие: нет счастья в благополучии, счастье приобретаемо только страданием).
4. Любовь. (Божественная любовь неистощима. Бытие осуществляется в любви, в ней совершается его развитие, ему не нужно больше подчиняться закону становления и исчезновения, оно должно преодолеть смерть. Достоевский в пришествии Христа видел залог этой истины. Совершенная любовь безвозмездна).
5. Радость. (Счастье состоит в чистой духовной радости. Внутренняя радость следует за добрым делом. Радость есть одна из сторон добра).
6. Бесовское и райское в человеке. (В человеке есть добро и зло. От человека зависит, что он разовьет больше).
7. Визионерство. (Визионерство есть порождение бессознательной сферы души, состояние сверхсознания. Визионер познает смысл действительности либо он познает Бога. Состояние, в котором душа достигает своего высшего пункта, есть синтез – слияние нового “Я” со всем в многоединстве).
8. Бог. (Идея Бога – краеугольный камень положительной философии Достоевского).
а) Христос. (В Иисусе Достоевский увидел воплощение нравственности и духовной красоты. Главная задача Христа – превратить царство небесное в действительность путем нравственного совершенствования).
б) Дети. Народ. Святые. (Почти каждому человеку случается соприкасаться с существом столь чистой души, что в ней светится нечто божественное).
в) “Соприкосновение мирам иным”. (Если душа с любовью вступает во все более тесную связь с Богом и миром, тогда чувства проясняются и становятся чище и осмысленнее пока им не откроется тайна души).
9. Природа. (Матерь человеческая, начало начал. Осознание смысла бытия только на природе).
10. Всечеловеческое единение. (Стремление к единству, основанному на психической связи и взаимной любви, является одной из важнейших духовных потребностей человечества).
Философия Достоевского представляет собой два возможных пути человечества, обозначенные в соответствии с особенностью психики, – в человеке заложены в разной степени добро и зло. Личность, воспринимая мир с позиции двойственности, полярности, оказывается перед выбором, и в зависимости от характера, от влияния окружающей действительности определяет свой путь.
В романе “Преступление и наказание” автор создает образцы-антиподы по их взглядам на жизнь. Так, Аркадию Ивановичу Свидригайлову, носителю негативной философии, можно противопоставить Соню Мармеладову – носительницу положительной философии.
Свидригайлов освободил себя от “вопросов человека и гражданина”. Его идея: “Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”. И он находит эту цель для себя – сладострастие безграничное, без всяких преград, “нечто всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее”. Ради нее – любое злодейство.
Совершенно другая позиция у Сони: “переступить через себя, отдать себя людям”. Самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть признак высочайшего развития личности. Живя по желтому билету, Соня совершает грехопадение, но, будучи глубоко религиозной, понимает свою вину, страдает, склоняется перед великим смыслом бытия, пусть не всегда доступным ее разуму, но всегда ощущаемым ею. Соня несет в себе идею любви к Богу, всечеловеческого единения.
И Свидригайлов, и Соня представляет собой статику, первый – статику негативного, последняя – путь нравственного поиска.
Раскольников же, с одной стороны, противопоставлен им (сперва Соне, потом Свидригайлову), с другой – является их своеобразным “двойником” (пропускает через себя их идеи на разных этапах жизни). Раскольников проходит путь от негативной к положительной философии. Раскольников видит, как страшен мир, и не верит в возможность изменить нравственный лик человечества. (“Так доселе велось, и так всегда будет!”). Остается одно – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали, переступить вечные нравственные законы. На такое “Преступление” способны поистине необыкновенные люди. Раскольников бунтует не только против мира, но и против Бога. В разговоре с Соней он восклицает: “Да, может, и Бога-то совсем нет!”.
Итак, идея Раскольникова – встать выше мира. Но вот вопрос: способен ли ты быть настоящим человеком, “право имеющим”, способен ли на бунт – преступление? (“… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Могу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли я нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?..” Убийство старухи – единственный решающий эксперимент, все разъясняющий. Высшим пунктом негативной философии Раскольникова является бунт вселенский, космический. “Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это не единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто-запросто все за хвост и встряхнуть к черту!” Это окончательное, последнее действие, прекращающее испокон веку установленное течение жизни, коренной поворот всего бытия.
Глубочайшая уязвленность ужасом и нелепостью мира сего родила раскольниковскую идею. Но она же и уничтожает ее до конца. Идея опровергается душой и духом самого Раскольникова (он постоянно чувствует в себе нравственное начало, заключенное в инстинктивном и неосознанном стремлении к добру), а главное – духом и нравственной силой Сони.
Идея убийства мучительна; Раскольников теряет покой и душевное равновесие, что получает отражение в его сновидениях и галлюцинациях.
Без конца анализирует главный герой результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивает свою способность переступить. Вывод анализа: “Не переступил, на этой стороне остался”.
Хочет Раскольников, не приемлющий этого мира, отделиться от него бесповоротно и навсегда, но – нравственно – не может, не выдерживает одиночества, идет к Соне. Она вносит свет, восстанавливает душу, спасает Раскольникова. К последнему приходит высокий смысл человеческого бытия – сострадание к людям. Когда он идет на перекресток и целует землю, которую своим преступлением осквернил, вновь посещает его “цельное, новое, полное ощущение”. Проходя жизнь страдания, Раскольников открывает новый мир и путь к спасению, к выходу. Его воскресила любовь: сердце Сони заключало бесконечные источники жизни для сердца Родиона.
Раскольников, дитя огромного мрачного города, попав в Сибирь, которая стала для него спасением, оказывается в новом, необычном для него мире народной жизни, вечно обновляющейся природы. Только здесь приходит к Раскольникову возрождение, вновь и уже окончательно охватывает его “необъятное полное ощущение могучей жизни”. Раскольников расстается со своей идеей бунта и своеволия, он выходит на тот каменистый и трудный путь, которым, не колеблясь – с мукой и радостью, идет тихая Соня. Это путь “ненасытимого сострадания”.

II. Литературный “ключ”
В романе Достоевский использовал несколько литературных приемов, которые позволяют увидеть “прозрачность” романа, его стройность, и логический ход, и результат романа и философии писателя.
Первый прием – “зеркальность” судеб и историй героев, которая убеждает в реалистичности происходящих событий. И Раскольников, сознательно или бессознательно, вглядываясь в эти “зеркала”, видит свое отражение или отражение близких ему людей до и после преступлений.
Первое “зеркало” поставил перед Раскольниковым Мармеладов, рассказывая в распивочной о своей судьбе: “Бывают иные встречи, совершенно даже с не знакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда”. Взгляд Мармеладова отразился во взгляде Раскольникова: “Он беспрерывно взглядывал на чиновника, конечно, потому еще, что и сам тот упорно смотрел на него”, “во взгляде его светилась как будто даже восторженность – пожалуй, был и смысл и ум, но и в то же время мелькало как будто безумие”.
И пьяный Мармеладов в одном рассказе повествует историю трех людей: свою. Сони, Катерины Ивановны, в которой представляется сюжет романа “Преступление и наказание” в миниатюре. Преступление в семье Мармеладовых было совершено упреками Катерины Ивановны и с молчаливого согласия Мармеладова: Соня пошла по пути грехопадения, а это можно расценить как гибель. Но важно и то, что Маромеладов повествует и о своем своеобразном пути раскаяния и страдания, который он проходит (ведь что такое его разговор с Раскольниковым, как не покаяние при народе). Мармеладов признается и предупреждает Родиона, что спасение только в вере в Бога: “И прострет к нам руце свои, и мы пропадем… и заплачем… и все поймем! Тогда все поймем!.. и все поймут… Господи, да приидет царствие твое!”
Именно эта “зеркальность” в сочетании с собственной безысходностью дают Раскольникову нишу для части его теории: убить ничтожество, мешающее жить людям, а деньги употребить для счастья всех несчастных и одним “ударом” решить проблемы и Мармеладовых, и Раскольниковых, и еще тысяч других обездоленных.
Второй, значимый, прием, используемый писателем, – это сны, которые раскрывают и социальную, и нравственную противоречивость идеи и поступков Раскольникова, а также открывают бессмысленность социальных переворотов и причины того пути, который проходит Родион Романович.
Сон – проявление сознательного в бессознательном, торжество подсознания, создающего картины будущего – пророчества. Первый сон становится бессознательной проекцией всего пути главного героя.
В образах-символах живого и предметного мира закодирован путь Раскольникова от отречения от веры и преступления к Богу.
В этом сне появляются все образы, которые будут реализованы или увидены героем в жизни: кабак – это символ нравственного поведения жизни; клячонка – это жертва убийства; кровь – символ преступления; топор – орудие преступления; Миколка – это маляр, обвиненный в преступлении; толпа – символ равнодушия и беспечности – эти образы легко увидеть и сопоставить. Важно обратить внимание на то, что события сна происходят “по дороге на кладбище, где покоятся бабушка и брат-младенец”. Раскольников еще не знает, что он убьет нерожденное дитя Лизаветы, а во сне младенец уже появляется. А в конце этой дороги, посредине кладбища, стоит церковь – образ, на который Раскольников во сне не обратил никакого внимания, – последняя точка его страданий, экспериментов и пути.

III. Религиозно-философский “ключ”
Присутствует в романе, способствует “открытию” настоящих людей. Это религиозные символы и мотивы.
Чем больше религиозных образов сопровождает героя, тем более положителен герой произведения. А если герои еще и обращаются к Богу или Евангелию, то можно смело утверждать: герой – человек нравственный.
Как бы Родион Раскольников ни пытался отринуть Божеские законы, религиозные символы и образы всегда были с ним, и он не раз обращался к Богу за помощью и подсказкой. И даже когда идея (мысль) на время вытеснила из его души чувства (“сердце”) рядом с ним была Настасья, которая постоянно своей похлебкой воскрешала его к жизни, доказывая своими бескорыстными поступками, что в служении людям, сердечном, сострадательном, сокрыта истина жизни. Религиозные образы и символы окружают Соню, Лизавету; Мармеладов и Раскольников постоянно обращаются к Богу (на бессознательном уровне или сознательном); Катерина Ивановна и Пульхерия Александровна проходят путь раскаяния и покаяния.
Это только несколько приемов, которые помогут ученикам разобраться в сложнейших и противоречивых исканиях героев смысла жизни, любви и счастья.

Марина ПУГОВКИНА,
учитель русского языка и литературы
Усолье-Сибирское,
Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте