search
main
0

Ключи без права передачи,. или Не надо учить школьников кататься на лыжах в пустыне..

Наталья Цыганкова из Мурманска любит экспериментировать. В кабинете парты за день передвигаются несколько раз в зависимости от класса. С детьми учительница может выйти в фойе, чтобы провести активную игру, которая будет неразрывно связана с темой урока. Ничего, что ее дети – это, как правило, ученики старших классов.Наталья Сергеевна преподает в школе №49 четыре предмета: историю, обществознание, право и экономику. Обществознание ее ученики сдают классами. С каждым годом экзамен становится все популярнее.

Каждый урок Цыганковой – это не стандартное натаскивание на выполнение тестов. Это скорее тренинг, который помогает ученику понять суть вопроса и побуждает его к самостоятельной работе.- Деятельностный подход – вот основное требование к современному обучению детей, – говорит Наталья Цыганкова. – Не менее важна связь урока с другими предметами из школьного расписания. Так у старшеклассников формируется кругозор.Учительница находится в постоянном поиске новых подходов к обучению. Вопрос, как научить учиться, решается ею просто. Рецепт таков:  самой постоянно находиться в процессе обучения, делиться всем новым с учениками, вместе радоваться успехам и справляться с трудностями. Кстати, творческому мышлению и нестандартному подходу к решению задач Наталья Сергеевна учится у своих же учеников.Путь учительницы к российскому конкурсу не назовешь простым. В 1999 году она была лауреатом городского конкурса, в 2002 году победила в нем. И уже прошлой весной стала лучшим учителем года Мурманской области. – Наташенька пришла к нам сразу после окончания института 19 лет назад. Выросла в сильного и мудрого педагога. Мы поддерживаем все ее задумки и идеи, – говорит Татьяна Михайловна Конотоп, директор 49-й школы.Коллеги Натальи Сергеевны не раз участвовали в конкурсах педагогического мастерства, проводили открытые уроки, а однажды повышали квалификацию на каникулах всем коллективом – в школе организовали курсы, которые вместе с учителями проходили директор и его заместители. На это предложение тогда откликнулся местный институт повышения квалификации.- Я люблю свою работу, – делится учительница. – Самая главная радость для меня, когда выпускники приходят в школу со словами: «Спасибо за то, что вы так много сделали для нас!»Вот и 11-й класс, в котором Наталья Сергеевна еще и классный руководитель, скоро получит аттестаты. Поначалу будущие выпускники показались мне очень взрослыми. А вот для Натальи Сергеевны они  дети, которых каждое утро она ждет в своем классе, чтобы поздороваться и узнать об их настроении и делах. Дети, которых она любит и помнит о каждом то, что в стремительно пришедшей подростковости сами ребята успели подзабыть. На обычном уроке Цыганковой все будет так, как должно быть с привычной точки зрения. И обязательно найдется то, чего в привычном уроке может и не оказаться. Черный ящик (вспомним «Что? Где? Когда?»), роль которого исполнит аккуратная коробка, интересная история, психологическая игра. Конечно, выбор зависит от темы, класса, цели учителя.При этом слайды на доске будут переключаться вовремя. И не станет Наталья Сергеевна бегать к современной доске, особенно если сидит в кругу с учениками… Обычно на просьбу откликнется кто-то из ребят и нажмет на нужную кнопку.Все это кажется таким простым и изящным в исполнении: использование интерактивной доски, отсутствие постоянного сидения за партой, ученики, которые помогают в переключении слайдов, работают с интерактивным оборудованием. Но сомнений не вызывает, что за каждым таким уроком очень много времени, отданного подготовке, проживанию и обдумыванию.- Отдавая себя детям, вкладывая в них душу, тратишь много энергии, но потом она, как это ни странно, возвращается, – считает учительница.Вы видели, чтобы у детей после урока на глазах были слезы? Речь не идет о несправедливой оценке или обиде. Конечно, Наталья Сергеевна не могла это предвидеть заранее. Да и никто не мог. Ребята на уроке читали притчу о тысяче шариков. Герой в ней решил посчитать, сколько воскресений ему еще предстоит прожить. На тот момент это было тысяча шариков. Но однажды утром он вытащил последний шарик из своей банки… «Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость», – слова эти звучали в звенящей тишине, которую не прервал раздавшийся звонок с урока.Наталья Сергеевна улыбалась своим ученикам, говоря им, что они счастливцы – вся жизнь впереди, многое можно успеть, и даже выучить вот ту, самую сложную тему. Одна из учениц утирала слезы. И мне вдруг стало понятно, насколько честны, искренни и ранимы наши старшеклассники. Не только ученики Натальи Сергеевны, но и вообще ребята этого возраста. Нужно только подобрать ключ и к их сердцам.Но, конечно, это и особые дети тоже, потому как воспитываются и обучаются они по иным канонам и подходам.Наталья Сергеевна, например, учит ребят критически подходить к анализу ситуации. Учительница наглядно умеет показать, что такое игра без правил. Например, раздать школьникам мешочки с играми, а правила озвучивать постепенно, до той поры, пока самые молчаливые не заворчат:- Мы же так не договаривались!- Да, – скажет Наталья Сергеевна. – Мы с самого начала не сделали очень важную вещь.И тут-то абсолютно всех озарит, что правила – штука, конечно, скучная, но без них ни государство, ни школа, ни урок, да что там, даже самая простая игра не состоится. А ведь вместо этого можно было быстро записать и вызубрить определение. Только было бы осознание, родилась ли ассоциация?- Конечно, активные методы обучения мотивируют учиться дальше, хоть и требуют времени, – говорит Наталья Сергеевна. – Только со стороны может показаться, что это суета. В этом движении, когда даже старшеклассникам приходится встать и преодолеть инертность, нежелание думать, рождаются активность, взаимообучение, улучшаются коммуникативные способности и рождается интерес к предмету.Если он есть, считает учительница, значит, сам ученик будет стараться узнать новое.- Проблема современного образования заключается в том, что ребенок получает знания в школе об одном, а ситуация, в которой он оказывается в реальной жизни,  другая, – считает учительница. – Это похоже на то, что мы учим школьника кататься на лыжах, а оказывается он в пустыне.Этот разрыв между знаниями и реальной жизнью и старается преодолеть Наталья Сергеевна на уроках, которые очень часто проходят в форме бесед, когда класс делится на группы или усаживается в круг, во время обучения друг друга или просмотра грамотно составленного видеоряда. Все это помогает ребятам не только выучить нужное для подготовки к экзамену, но и осознавать то, что потом поможет им лучше понимать, чувствовать жизнь….Во время празднования юбилея школы награждали учителей. Андрей Сысоев, глава администрации Мурманска, вручая цветы и грамоту Цыганковой, спросил:  «Наталья Сергеевна, а почему вы больше не зовете меня на свои уроки? Я очень хочу прийти».Удивительно, но мне тоже очень хочется еще раз побывать на уроках Натальи Сергеевны Цыганковой. Они оставляют след в душе.Мурманск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте