search
main
0

Ключевые слова

– На самом деле, мне кажется, нет ничего страшного в том, что кто-то уже сейчас вырабатывает свое определение понятия «компетентность». Как любой сложный и целостный подход, компетентностный имеет два варианта – «сверху» и «снизу». Определить, насколько хорош каждый из них для сообщества учителей, детей и родителей, кажется мне очень важным.

У каждого подхода есть своя миссия. У компетентностного она заключается в том, чтобы мы глубже задумались о целях и качестве образования. Идея о том, что качество образования сопоставимо и сопрягаемо с качеством жизни, мне кажется, сегодня имеет практический смысл и не сводится к каким-то философским декларациям. Когда мы начнем наконец разбираться в том, что такое качество жизни, тогда станет понятно, что, собственно, должно стать результатом образования.

По большому счету качество образования – это не только то, что я умею, но и то, чему я хочу научиться дальше. Например, дело не в том, умею я пользоваться картой или нет, а в том, захочу я ею воспользоваться, чтобы попасть туда, куда мне нужно. В компетентностном подходе, кстати, очень важна эта мотивационная составляющая.

Для определения понятия «компетентность» важны два слова: «способность» и «готовность» к решению важных задач с пользой для себя и других. Или по крайней мере без ущерба для себя и других.

Но проблема нашей школы в том, что мы не учим детей осознавать, чего они еще не умеют и не знают. Скажем, родители, которые желают детям добра, на самом деле не знают, чего они хотят, чему их дети должны научиться. Мы шарахаемся от одного учебника (урока, предмета) к другому, всякий раз ситуативно полагая, что все это нам совершенно необходимо. Но кто действительно знает, что же на самом деле нужно нашим детям, школе, образованию в целом, нашему обществу и государству? Так, может быть, надо не шарахаться, не вводить какие-то точечные изменения в школу, а подождать, когда сформируется целостный подход. Вот тогда и поговорим о нужных изменениях.

Леонид АЛЕШИН, начальник отдела модернизации Комитета образования Санкт-Петербурга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте