В прошлом году был опубликован развернутый аналитический доклад Всемирного банка на тему политики информатизации российского образования. Основные его положения во многом сохранили актуальность и легли в основу данной записки. Ниже представлен краткий обзор положения дел в области внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в общее образование России, итогом которого стала выработка оригинального сценария эффективной информатизации школы. Авторы подчеркивают, что положения данной записки не являются выражением официальной позиции Всемирного банка. Мы предлагаем вашему вниманию сокращенный ее вариант. Полный текст см. в издании «Вопросы образования», №2, 2004 г.
Совместный анализ российских специалистов и специалистов банка обозначил существенное отставание российской системы образования во всех аспектах информатизации. Так, по соотношению учащихся на один компьютер Россия отстает не только от высокоразвитых, но и от ряда развивающихся стран и стран с переходной экономикой: около 90 в России, 62 – в Казахстане, 9 – в Венгрии, по 5 в Латвии и США. Процент школ, оснащенных компьютерами, объединенными в локальные сети, в среднем по России в 2001 г. составлял 5%, в Молдове – 100%, в Казахстане – 93%. Лишь 6% школьных компьютеров в России имеют доступ в глобальные сети, в то время как уже в 1999 г. более 90% школьных компьютеров Финляндии имели стабильный выход в интернет. В 2000 г. выход в интернет имели 100% школ Эстонии, в т.ч. по скоростным выделенным линиям – 75% школ. Все доступные российской школе цифровые образовательные ресурсы по экспертной оценке поддерживают не более 10% общеобразовательной программы. Большинство западноевропейских стран интегрируют цифровые учебные ресурсы в каждый школьный предмет. Менее 10% российских учителей-предметников к 2003 году прошли базовое обучение по использованию ИКТ. При этом в Казахстане и Узбекистане уровень компьютерной грамотности учителей достиг 80%. С 1996 г. законодательство Швеции обязывает всех выпускников системы педагогического образования обладать базовыми навыками использования ИКТ в учебном процессе. 100% и 67% учителей в Великобритании и 71% и 60% в среднем по странам Евросоюза уверенно и систематически используют компьютер и интернет (соответственно) в учебном процессе, в то время как в среднем по России только 9% школьных учителей используют компьютер в работе с учениками и 5% используют интернет.
В докладе показано, что это отставание начинает серьезно и негативно влиять на качество общего образования и, как следствие, на положение России в глобальном экономическом пространстве. Так с точки зрения критерия микроэкономической конкурентоспособности Россия занимает 58-е место из 80 стран и 64-е место – по конкурентоспособности роста. В международном рейтинге технологического развития Россия в 2000 г. попадает на 30-ю позицию (19 в 1990). Это обстоятельство задает важный контекст того факта, что российское школьное образование все более существенно отстает в области освоения выпускниками школ основных компетентностей, необходимых для эффективной работы в современной экономике и активного участия в жизни общества. Это доказывается, в частности, и последними международными исследованиями: так, по результатам Программы международной оценки учащихся (PISA) Россия попала в число стран с самыми низкими результатами (на уровне Мексики).
В докладе описаны три возможные сценария преодоления сложившегося отрыва в области информатизации образования. В основу их различения положено шесть ключевых индикаторов, отражающих доступность ИКТ и их фактическое использование в системе образования.
Первый сценарий предполагает, что Россия ориентируется на значения данных индикаторов, которые достигнуты «опережающими» странами, и двигается к их достижению теми же темпами и методами, что и в последние годы. В этом случае Россия получает важный ориентир и пошаговый способ его достижения, основанный на международном опыте. Однако здесь возникает существенный (и достаточно высокий) риск того, что в условиях ограниченности ресурсов и заметного текущего отставания Россия будет постоянно в роли «догоняющей» страны.
При втором сценарии Россия пытается обогнать передовые страны, идя по отработанной траектории, но опережающими темпами. Этот сценарий требует затрат, составляющих существенную долю всего консолидированного образовательного бюджета. В условиях, когда неадекватны расходы на другие направления этого бюджета, такой сценарий представляется нереальным. Он потребует трехлетнего «прорывного» инвестирования в сумме более 1 миллиарда долларов, что превышает реальные суммы Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» (РЕОИС), рассчитанной на все уровни образования.
При этом проблемой и первого, и второго сценария является то обстоятельство, что оба они ориентированы на «вклады» в информатизацию, но не на ее отдачу, не на новые образовательные результаты. В них не предполагается реальная активизация учителей и учеников, от которых в итоге и зависит достижение этих новых образовательных эффектов, не заложены механизмы полного использования ресурсов и опыта регионов, отдельных школ и учителей, не учтены возможности рыночных механизмов.
Третий сценарий состоит в том, что Россия определяет ключевые ориентиры, основываясь на международном опыте, но не повторяя его в плане траектории их достижения. Это позволит, помимо прочего, извлечь уроки и научиться на ошибках, сделанных в других странах. Здесь возможен выбор собственной, сформированной применительно к российским условиям стратегии, предполагающей использование сравнительных преимуществ и особенностей России, а также использование организационно-технологических решений, положительно зарекомендовавших себя в других странах.
Основной идеей стратегии третьего сценария является интенсификация: максимально эффективное использование традиционных ресурсов (бюджетные средства, имеющееся оборудование), а также максимальное вовлечение нетрадиционных ресурсов (существование которых становится очевидным при рассмотрении сравнительных преимуществ системы российского образования). Принципиальная идея третьего сценария – за счет разовых инвестиций сформировать базовые институциональные условия, при которых информатизация образования пойдет как естественный, самоподдерживающийся процесс на уровне школ и муниципалитетов.
Сравнительный анализ российского образования и западных образовательных систем показывает, что Россия обладает рядом специфических сравнительных преимуществ. И соответственно стратегия, предлагаемая в третьем сценарии, опирается на такие преимущества России, как высокий уровень образовательных запросов населения; качественная базовая подготовка и инициативность учителей; наличие потенциала для разработки инновационных учебных ресурсов и для обучения учителей в регионах; высокая массовая технологическая культура.
Эти сравнительные преимущества порождают нетрадиционные ресурсы информатизации образования, которые сегодня во многом игнорируются. К таким ресурсам можно отнести следующие, как специфичные для России, так и встречающиеся в международной практике:
1) Финансовая поддержка семей и местного сообщества.
2) Содержательная поддержка семей и профессионального сообщества.
3) Инициатива и энергия педагогов.
4) Инициатива и энергия учащихся.
5) Домашние компьютеры учащихся и педагогов.
Более интенсивное использование традиционных и нетрадиционных ресурсов может быть достигнуто за счет следующих организационно-технологических решений:
мощная разовая инвестиция в создание общедоступной критической массы цифровых учебных ресурсов и их сетевой поддержки, которая катализирует их дальнейшее производство и обновление;
поддержка создания конкурентного рынка качественных цифровых учебных ресурсов через соответствующую нормативную базу, подготовку кадров и общие технологические и педагогические стандарты;
значительная разовая инвестиция в создание сетей, обеспечивающих доступ к этим ресурсам и коммуникационным каналам, в том числе на уровне локальных и региональных сетей, в тех случаях, когда отсутствует широкополосный доступ в интернет;
обеспечение общих точек доступа к телекоммуникациям и учебным ресурсам через систему межшкольных ресурсных центров в тех случаях, когда недостаточно ресурсов для решения проблемы доступа в каждой отдельной школе;
поддержка разработки и реализации программ информатизации в каждой школе, привлечение попечительских советов к их реализации, в том числе к приобретению техники;
обеспечение более интенсивного использования имеющегося оборудования за счет продления работы компьютерных классов и создание центров коллективного пользования компьютерным оборудованием;
поддержка самообразования школьников в области ИКТ через добровольную открытую сертификацию и методическую поддержку;
использование школьников в качестве ресурса для поддержки работы техники и продления времени доступа к компьютерам;
разработка методических материалов, ориентированных не на использование ИКТ в традиционном учебном процессе, а на существенное обновление методов и содержания обучения, которое должно привести к качественно новым образовательным результатам,
целевая поддержка и использование инициатив «снизу» для достижения стратегических целей информатизации образования;
замена фронтальной подготовки кадров каскадной переподготовкой, поддержкой самообразования учителей через добровольную сертификацию и методическую помощь, через лизинговую схему приобретения компьютеров в личное пользование;
бесплатное распространение программных продуктов и образовательных ресурсов, созданных на бюджетные средства.
Именно системная реализация этих решений и составляет третий, интенсивный, сценарий информатизации. Фактически путем создания некоторых институциональных условий он должен стимулировать и рост обеспеченности оборудованием, и достижение содержательных результатов не столько за счет федерального или регионального финансирования, сколько за счет энтузиазма и энергии в школах и местных сообществах.
Исак ФРУМИН, координатор проектов в области образования, Московское представительство МБРР, доктор педагогических наук; Кирилл ВАСИЛЬЕВ, аналитик, Московское представительство МБРР
Комментарии