Январь, февраль, март… Более трех месяцев длится 2006 год, но за это время уже достаточно выпущено книг по педагогической тематике. В Государственной научной педагогической библиотеке имени К.Д.Ушинского не покладая рук продолжают обрабатывать их, вносить в каталоги. Этот выпуск навигатора подготовлен благодаря ее сотрудникам.
10 шагов к развитию воли / Авт.-сост. В.Надеждина. – М., Минск. 2006. – 64 с.
Есть среди сюжетов киножурнала «Ералаш» один такой: мальчик решил воспитать волю. Поставил торт, смотрит на него и не прикасается. Воспитание воли закончилось неудачно: торт был в конце концов съеден, причем – с комической быстротой.
Ну а если серьезно – как стать волевым человеком? С чего начать? Небольшая книжка «10 шагов к развитию воли» опирается на философский постулат: решающим фактором для определения судьбы является не то, что мы есть при рождении, а то, что мы делаем сами из своей жизни. Главное – найти цель, а в ней и себя самого. Найти такую цель, ради которой стоило бы отдать все свои силы, – вот какая установка должна сложиться у каждого человека, уважающего себя. Тогда он становится личностью, тогда он станет действительно волевым. А «10 шагов…» помогут. В брошюре предложены упражнения и советы, которые касаются изменения характера, самовнушения, правильного понимания своего собственного «я», раскрыты приемы самоободрения, самоприказа, самоубеждения. Сразу скажем, ставить перед собой торты и смотреть на них, пытаясь не съесть, не потребуется. Все гораздо тоньше…
Тот, кто хочет чего-либо достичь в жизни, осознавать корни своей воли. Их, по мнению автора-составителя, пять. Это:
1. Желания, которые отражают внутренний мир и которые надо шлифовать.
2. Смелость.
3. Вера в себя.
4. Жизненная сила (здоровье, крепкие нервы).
5. Терпение. Оно помогает сохранить веру.
Воля шлифуется в борьбе с вредными привычками. Определение нравственных приоритетов – один из путей формирования волевой сферы. Воля заключается вовсе не в том, чтобы, например, не струсить, прыгая с высоты. «Первые попытки осуществления нравственных принципов требуют проявления силы воли». Ты становишься нравственнее через волевое усилие, а не волевым через использование нравственных принципов. Потом, когда для ребенка нравственное поведение станет нормой, привычкой, оно само может облегчить совершение волевых поступков.
Справочник заместителя директора по воспитательной работе / Сост. Л.В.Голубева, Г.П.Попова. – Волгоград, 2006. – 139 с.
Итак, вы стали завучем. Радоваться или грустить?
Если вам попала в руки эта книга, выпущенная в свет волгоградским издательством «Учитель», то вы можете считать себя во всеоружии. Книга содержит справочные и рекомендательные материалы, основанные на опыте работы руководителей школ, ее цель состоит в том, чтобы представить разнообразные формы и направления организации деятельности заместителя директора, направленной на взаимодействие педагогов и детей. Заместитель директора, как утверждает составитель, это и призвание, и должность, и профессия. Все вместе.
«Для того чтобы достигнуть успеха в деле, за которое отвечает зам. директора по воспитательной работе, необходимо построить свою деятельность в следующих направлениях:
– тесное и гармоничное взаимодействие с другими руководителями в школе, педагогическим и ученическим коллективами;
– координирование воспитательной работы в школе и социуме (классные руководители, старшая пионервожатая, библиотекари и др.);
– организация текущего и перспективного планирования;
– осуществление систематического контроля качества воспитательного процесса;
– организация просветительской работы для родителей;
– обобщение педагогического опыта, оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий;
– развитие личности школьника, создание, укрепление и развитие общешкольного коллектива, органов самоуправления, работа с ученическим активом;
– формирование и укрепление общешкольных традиций;
– подготовка и проведение коллективных творческих дел».
Вот как много всего должен уметь заместитель директора по ВР. О том, как организовать и вести эту деятельность, рассказывает книга, этот перечень направлений не голословен. Они подробно раскрыты, исходя из практических подходов, ориентиров на реальную деятельность в реальной школе. Тут есть рекомендации по организации школьного самоуправления, дополнительного образования и досуга, анализу воспитательного процесса в школе, по работе с родителями. Словом, книга во всех отношениях полезная…
Если б еще и получать достойную зарплату за всю эту работу.
Супруненко П.П., Супруненко Ю.П. Путешественники и мореплаватели. В 2 кн. – М., 2005. (Популярная энциклопедия).
В свое время, читая книгу Девида Ливингстона «Путешествия по Южной Африке…», я поймал себя на мысли: эти описания пройденных дорог и переплытых рек, детальная фиксация всего увиденного в нетронутых человеком джунглях захватывают и увлекают сильнее любого детектива. Здесь на каждом шагу – неизвестность, а следовательно, с любого абзаца возможен новый поворот интриги. Да, собственно, интриги-то в привычном смысле нет, в детективе, в авантюрно-приключенческом романе она создается искусственно умелым писательским пером, воображением. А здесь, в этой книге, напоминающей дневник, полное тождество между авантюрной интригой и реальной жизнью. И еще один момент, увлекающий не меньше напряженной интриги – это сила человеческого духа, проявляющаяся в столкновениях с опасностями, трудностями, в вечном и неотступном поиске, в верности поставленной цели, в ежедневном исследовательском подвиге.
Кому-то надо было изучить реку Отове и доказать ее независимость от Конго! Кому-то надо было первым взойти на Ключевскую сопку! Кому-то надо было доказать, что Тасмания – остров! Да, стремление к странствиям – это и тяга к свободе, как верно заметили авторы в биографии писателя Николая Гарина-Михайловского. Вообще многие известные писатели были смелыми путешественниками: Ломоносов, Радищев, Гумилев, Гончаров, Чехов. Этот зов свободы способен порой увести далеко-далеко. Шестнадцатилетний парень Этьен Брюле приехал из Франции в Северную Америку в 1608 году да и остался здесь. Скупал пушнину, жил среди ирокезов, научился говорить на нескольких индейских диалектах. «Это первый типичный североамериканский «лесной бродяга», имя которого дошло до нас, неутомимый землеискатель и землепроходец, если употребить старорусские термины». Одним из первых европейцев увидел он озера Гурон и Онтарио, открыл Верхнее озеро. А какого мальчишку не увлечет судьба нашего соотечественника и современника Анатолия Хижняка, побывавшего в 1991 году в Пасти Дьявола (Перу). Вот характер! «На последнем этапе пути повстречалась пещера, в которой, по всей видимости, находилось захоронение инков… Местные говорили, что заходящий в пещеру уже не возвращается. Хижняк, конечно же, пошел. Но пробыл там недолго, поняв, что нужно специальное снаряжение. Вернулся в город и… потерял сознание. Очнулся дня через три. Диагноз – биологическое заражение легких и отек. В пещере есть споры микроорганизмов, которые попадают в легкие и убивают человека. Его вернули к жизни только благодаря помощи консула».
У книги масса достоинств: достаточная полнота сведений, отличный язык, а главное, на наш взгляд, – способность увлечь и позвать вперед. Такой литературы сейчас очень мало. Двухтомник может стать отличным помощником учителю географии.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р.Битяновой. – М. -СПб., 2006. – 304 с.
Игра – это не баловство, а психологическая работа. Поэтому подход к ней должен быть серьезным.
Эта книга представляет собой методическое пособие, куда включено около тридцати сценариев психологических игр для школьников разных классов и взрослых. Нужно оговориться, что речь не идет об игровых паузах, разминках, игровых двух- или трехминутках, преследующих цель настроить ребенка на урок. «Большая психологическая игра – это целостное законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное во времени. Это «маленькая жизнь», которая проживается каждым участником. Она позволяет участникам получить опыт, ценный для их настоящей, «всамделишной» жизни». Представленные в сборнике игры помогут осмыслить игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания.
Игры, о которых идет речь в книге, делятся на пять видов. Самый простой – «игровые оболочки», когда игра используется как общий фон для психологической работы, позволяющей участникам проявить свои способности. «Игры-проживания» помогают выстраивать отношения друг с другом. «Мир, в который погружает участников ведущий, необходимо освоить, то есть организовать жизнедеятельность, наполнить нормами и ценностями собственного существования. По сути дела, основная идея таких игр может быть выражена следующим утверждением: что бы ни происходило, как бы ни складывались обстоятельства – это твоя жизнь, и ты определяешь ее содержание, ее ценности и смыслы». Третья глава объединяет игры с элементами драмы – довольно сложный вид, требующий опыта, «личного ресурса». Эти игры предназначены в основном для старшеклассников. Четвертая глава – деловые игры (тут уже прицел на профориентацию). Пятая глава посвящена психологическим акциям в школе. Акция – это необязательно игра, это особая школьная атмосфера, игровая среда, не мешающая тем, кто не хочет в ней участвовать или глубоко погружаться. Описать поподробнее каждую игру или хотя бы некоторые мы, к сожалению, не имеем возможности.
Авторы настоятельно предупреждают: у участников игр не должно быть ощущения, что все за них давно решено, их нельзя нацеливать на заранее запланированный результат. Это первая опасность. А вторая – уход в развлекательность. Психологическая игра должна стать «событием внутренней жизни, событием в отношениях, в непрерывном процессе познания мира и утверждения себя в нем».
Обзор книг подготовил Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии