search
main
0

Ключевое слово – стандарты. Ирина ЧЕЧЕЛЬ

Главное действующее лицо профильной, как, впрочем, и любой другой, школы – учитель. От его профессионального мастерства во многом зависит успешность введения профильного обучения в старшей школе. Именно об этом шел наш разговор с проректором по научно-исследовательской работе и международной деятельности Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, профессором, доктором педагогических наук Ириной ЧЕЧЕЛЬ.

– В конце прошлого года были одобрены новые стандарты. Именно они и являются для нас сегодня ключевым словом при работе со слушателями – управленцами, учителями, методистами, работниками региональных институтов повышения квалификации. В 10-11-х классах различные предметы (и даже целые образовательные области) предлагаются на двух уровнях стандарта – базовом и профильном. В зависимости от того, какой профиль выбирает ученик, формируются их различные сочетания.

– Ирина Дмитриевна, согласитесь, что в большинстве случаев рядовой учитель не готов к профильной школе. Как планируется вести работу с ними?

– Конечно же, все эти сложные задачи могут быть решены только в том случае, если к ним будет готов учитель, мотивирован на повышение своего профессионального мастерства. Впервые педагог должен знать и готовить материал на двух уровнях – базисном и профильном, так как экономически нецелесообразно, чтобы одни учили на базисном уровне, другие – на профильном. Да мы и не найдем столько педагогов. Причем самое главное – отнюдь не предметное содержание. Ведь даже те предметы, которые даются на базовом уровне, в соответствии с новыми стандартами раскрываются под совершенно иным углом зрения. Дело в том, что в стандартах изменен принцип подачи материала, усилена практическая ориентированность знаний, их социальная направленность. Есть целый набор определенных требований к преподаванию предметов, усилен деятельностный характер образования, при котором дети умели бы использовать полученные знания в жизни. Допустим, если вчера было достаточно, чтобы ученик вычислил по формуле площадь трапеции, то сегодня учитель может предложить ему представить, к примеру, комнату неправильной прямоугольной формы и попросить рассчитать, сколько нужно краски или обоев для ее ремонта. Знания необходимы не только для того, чтобы сдать экзамен, важно, чтобы они работали в жизни.

– Какова логика работы с учителями в новых условиях?

– Повышение квалификации педагогических кадров организуется на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. На первом уровне мы готовим региональных тьюторов. Это, как правило, специалисты региональных институтов повышения квалификации. Они обучаются в академии по специальной программе, получают библиотечку: набор методических и дидактических материалов, примерные программы, по которым будут работать в регионах с учителем, директором, классным руководителем. Тьюторы должны иметь дифференцированные методические материалы для разного контингента.

Второй уровень – региональный, там обученные в академии тьюторы на базе своих ИПК проводят обучение педагогов, методистов, директоров школ и т.п., а в первую очередь – специалистов муниципальных органов общего образования. Для введения в школах профильного обучения в региональных ИПК необходимо, чтобы в каждой школе была обученная команда, состоящая, как правило, из директора, завучей и 5-6 учителей. Она создает в образовательном учреждении определенный настрой, ориентирует коллектив на решение конкретных задач.

На следующем, муниципальном этапе, когда методисты районных и городских методических кабинетов с помощью тьюторов начинают поддерживать методические предметные объединения в школах при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

– Как организуются наборы слушателей в вашей академии?

– По предпрофильному обучению мы провели повышение квалификации слушателей, обучили 988 человек. Количество региональных тьюторов соответствует количеству учебных заведений, имеющих старшую школу, так как и территории и количество старших школ в регионах различны.

В этом году, как мы уже говорили, ключевое слово для предпрофильной и профильной подготовки – новые образовательные стандарты. Планируется по старшей школе подготовить 45 тьюторов: три потока по 4-6 человек из числа профессорско-преподавательского состава региональных институтов ИПК и два потока по 80 человек – тех специалистов и руководителей, которые участвуют в эксперименте по профильному обучению. Это отдельная группа, в нее входят 20 муниципальных образований из 10 регионов. Причем в эксперименте участвуют 10 сельских муниципалитетов и 10 городских. Там свои команды, сформированные в регионе, они идут с опережением на два года по сравнению с массовой школой. Именно поэтому повышение квалификации педагогических кадров для экспериментальных территорий проводится отдельно. Руководит этой работой советник министра образования и науки РФ Анатолий Пинский. Трудность в том, что пока нет ни методических пособий, ни учебников по базовым и профильным уровням обучения. Как только будет готово методическое и учебное обеспечение, мы вплотную приступим к подготовке педагогических кадров к профильному обучению. По сути, мы собираемся работать «с колес», приглашать для работы на курсах авторов будущих учебников. Если же говорить о конкретных сроках, то во втором квартале этого года должны быть разработаны учебные программы по профильному обучению. Реально проводить повышение квалификации тьюторов по новым стандартам профильного обучения мы можем начать в III квартале этого года, не раньше. Определенное беспокойство сегодня вызывает работа по повышению квалификации педкадров на региональном уровне. Мы обучили тьюторов, а они должны вести работу в своих ИПК – речь идет пока о предпрофильной подготовке. На это отводится полтора года, т.е. массовая школа начинает предпрофильную подготовку с 1 сентября 2005 года. Анализ планов региональных ИПК вызывает сомнение в гарантии соблюдения этих сроков. А впереди ведь подготовка к введению профильного обучения! Это намного сложнее. Мы организуем мониторинг повышения квалификации педкадров на региональном уровне, проведем консультации как в очной, так и в дистантной форме. Самое главное, что все субъекты образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители и др.) мотивированы на профильное обучение. И это ясно всем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте