Ключевое слово – эксперимент
Что требуется от школы в данной ситуации? Хорошая школа, по нашему мнению, создаст условия, при которых ученику легко будет сделать свой выбор и следовать своим путем в жизни. Хорошая школа уберет все препятствия на пути самоопределения, выработает механизмы включения самосознания личности, через нее – самосознания семьи, нации. Хорошая школа не должна позволить ребенку стать жертвой.
Создание подобной “хорошей школы” – задача довольно сложная, но вполне разрешимая. Педагогический коллектив билингвистической школы начал собственный поиск в этом направлении.
Средством развития концепции школы для нас является эксперимент. Его зарождение и становление в школе прошло следующие этапы:
Идея создания “хорошей школы” сформировалась у небольшой группы педагогов-энтузиастов Псковского педагогического института. На этом этапе сложились основные подходы к организации новой школы.
На втором этапе создается программа опытно-экспериментальной работы школы для утверждения ее на Экспертном совете Главного управления образования области.
Оформилась концепция школы. Лидеры-экспериментаторы начинают создавать команду единомышленников, способных системно осмыслить эксперимент и его концептуальные идеи.
Развитие эксперимента определило необходимость создания школы-лаборатории, способной самостоятельно разрабатывать, анализировать и корректировать учебно-методические комплексы, обеспечивающие организацию жизнедеятельности и развитие инновационной школы.
Ведущей идеей для нас стала идея саморазвития и самореализации каждого ученика, учителя и по возможности родителя.
Ведущим компонентом системы выступают свободный выбор и смена видов деятельности на основе индивидуализированной программы самостоятельного овладения знаниями.
Главными принципами выступают: четкое выделение базового компонента основных предметов программы в виде квантов знаний. Диагностические тесты для учета достижений. Использование рабочих тетрадей для самообучения и ключей для самоисправления. Индивидуальное продвижение от изученного к новому на основе выполненных заданий. Значительное количество времени для творческой работы.
Ключевым моментом является выбор каждым ребенком индивидуального темпа обучения, учитывающего уровень его развития, подготовки, психофизиологические особенности.
Независимо от того, легко или быстро ученик схватывает материал или же ему требуется на это больше усилий и времени, процесс обучения будет идти в темпе, предопределяемом способностями ребенка. Программа образования индивидуализирована таким образом, чтобы взаимодействовать с учеником на уровне уже имеющейся у него подготовки и его способности учиться с большей или меньшей скоростью.
Вместе с тем при предельной индивидуализации обучения все учащиеся обязательно овладевают (но в разные сроки) базовым компонентом образования. Главный акцент делается на самостоятельную работу: как на самообучение, так и на коррекцию своей познавательной деятельности.
Содержание образования в нашей школе не сводится только к обучению сложившимся предметам и присвоению определенных традиций, знаний, умений и навыков, а прежде всего ориентировано на постановку и решение определенного типа задач, жизненных проблем, позволяющих выработать определенные деятельностные способности, умения и навыки социально-теоретического и социально-практического плана. Такой акцент ведет к формированию установки саморазвивающейся личности, ее готовности к проблемному видению реальности, умению находить адекватные способы решения жизненных проблем.
При таком подходе готовое знание обретает культурно-исторический смысл, поскольку ценностью становятся не только результаты сами по себе, но и процесс поиска решений.
Педагогический коллектив, а это молодые специалисты и студенты-дипломники, имеет возможность для самосовершенствования не только при разработке учебно-методических комплексов, но и участвуя в работе целевых исследовательских лабораторий по следующим проблемам:
разработка и апробация в подготовительных группах школы программы лингвистической, логической и общеучебной подготовки дошкольников;
модульный подход в системе организации экскурсионной работы;
детские творческие проекты как интеграционная основа целостного мировосприятия;
пути и способы реализации идей развивающего обучения в среднем и старшем звене;
постоянная коррекция действующих “Карт успеха” (внесение в матрицу критериальных качественно-количественных показателей уровней достижений учеников и учителей школы);
работа над созданием рекламного имиджа школы.
Ежегодно в мае у нас в школе проходит открытая защита целевых проектов исследовательских лабораторий в присутствии не только педагогов школы, но и с приглашением ученых пединститута, студенческих научных обществ, школьных исследовательских обьединений. По результатам защиты присуждаются гранты в разных номинациях.
Ответственность за реализацию философии школы лежит не только на учителях и администрации, но и на родителях наших учеников. Совет родителей школы (а он состоит из 4 комиссий: 1. общественное содействие, реклама школы; 2. финансы; 3. образование и досуг; 4. хозяйственная деятельность) несет ответственность за качественную стабильность школы.
Одним из ведущих факторов в реализации концептуальных идей школы является система двуязычного образования. Система обучения иностранному языку основана у нас на том, что с первых учебных дней второй язык становится не целью, а средством обучения. Изучая язык, ребенок открывает новые возможности.
Что не менее важно, сама технология обучения языку направлена на развитие организационных умений детей, что во многом определяет успех всего учебного процесса. Школа призвана воспитывать человека культуры – свободную, гуманную, духовную и творческую личность. Многоязычное образование, бесспорно, способствует этому, посредством языка приобщая детей к мировой культуре.
Эту же цель преследует блок предметов эмоционально развивающего цикла: уроки фантазии и архитектурно-художественного творчества. Их целью является воспитание личности творца с проектным стилем мышления, общекультурно образованного, находящегося в гармонии с окружающим миром, гибко ориентирующегося в новой обстановке, нестереотипно мыслящего, умеющего творчески применить любую информацию в любой области будущей деятельности, умеющего ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного поставить цели и прогнозировать последствия, способного к самооценке и саморазвитию.
Образовательные программы среднего и старшего звена реализуются через технологию модульного обучения, что позволяет предельно индивидуализировать учение: по темпу, содержанию, уровню усвоения, степени самостоятельности. Содержание образования представляется в виде законченных блоков информации-модулей, снабженных целевой программой действий, методическим руководством по достижению поставленных дидактических целей, листами обратной связи (самокоррекции). При работе используются различные источники информации из библиотечного фонда школы, преподаватель при этом выполняет консультативно-координирующие функции.
Мы полагаем, что в любой современной инновационной школе очень важно при увеличении умственной нагрузки на учащихся сохранить эмоциональное и физическое равновесие ребенка. В нашей школе этими вопросами занимается служба охраны здоровья детей, в которую входят педиатр, психоневролог, психолог, социальный педагог, валеолог. Они занимаются не только вопросами психодиагностики, улучшением эмоционального и физического самочувствия детей и учителей, но также держат на контроле расписание занятий, учебный план школы, должностные обязанности персонала, не допуская их отклонения от рациональных гигиенических норм. Самое главное, что у нас в школе все прекрасно понимают знаменитое правило медиков “не навреди”.
Татьяна СВЕТЕНКО
NB!
Адрес билингвистической школы-лаборатории: 180024, Псков, ул.Западная, 16-а.
Телефоны: (811-2) 15-36-50;
77-36-65.
Факс (811-2) 15-36-50
Светлые аллеи
Светлые аллеи
Не так давно 55-я средняя днепропетровская получила статус школы технического профиля с широким применением электронно-вычислительной техники. Официальный статус – логическое завершение кропотливой исследовательской работы, которая проводилась педагогическим коллективом в течение 22 лет – со дня образования школы.
Первенство в учебном процессе в первые же годы захватили физики. Среди своих коллег заметно выделялась в школе-новостройке Татьяна Ивановна Золотухина. Опытный педагог, она оказалась и непревзойденным методистом. Этот талант учителя положил начало созданию своеобразной “школы в школе”. В 1983-м о 55-й говорили как о сильной физико-математической школе. Ученики математиков Ю.И.Булатовой и Е.И.Казачковской, невзирая на институтский бум тех лет и высочайшие конкурсные барьеры, с первого года поступали в вузы области, республики, страны. А в конце восьмидесятых в школе появились робкие попытки компьютеризации. Тогда-то ребята начали работать на персональных компьютерах КУВТ-86. Классы делили на две группы и с каждым днем все увереннее произносили непривычное сначала название предмета: “информатика”.
– Для нас это уже вчерашний день, – вспоминают учителя, как все начиналось. – В 1991 году мы включились в советско-американскую программу “Pilot”. Было не легко. Но мы поверили технике. Тем более что компьютеры IBM гарантировали высокое качество.
После распада Союза распалась и советско-американская программа, разбившись на программы новых государств. Вот тогда администрация школы и “крестная мама” информационного центра Софья Михайловна Марецкая приобрели компьютеры “Поиск-2” и “Корвет”. И началось углубленное изучение основ информатики с первого класса. А высокий профессионализм научно-творческой лаборатории позволил осуществлять квалифицированную подготовку будущих секретарей-машинисток со знанием компьютера, лаборантов-программистов, операторов ЭВМ.
Сейчас как-то сама собой всплыла проблема: как бы не зациклились наши “физики” на своих компьютерах, не стали равнодушными. Поэтому в школе стараются и гуманитарному направлению уделять значительное внимание. А еще мне показалось, что ребятам из 55-й не дает замкнуться в их родной среде вычислительной техники школьный парк-дендрарий, посаженный первыми учениками школы. Парк разбит на тополиную, каштановую и рябиновую аллеи. Он словно символ всепобеждающей гармонии разума и духа, рационального и романтического, без которой немыслим человек нашего (хотелось бы счастливого!) будущего.
Виктория ОЛЬБИНСКАЯ
Днепропетровск
Банкет для гимназистов
Банкет для гимназистов
Нашей школе-гимназии города Певека в прошлом году исполнилось 4 года. За это время появились традиции, которые с большим удовольствием соблюдаются и гимназистами, и преподавателями.
Введен институт классных дам – освобожденных классных руководителей. Направление их работы – развитие учебных способностей и нравственных качеств детей. Еженедельно проводятся две-три десятиминутки перед уроками. Они бывают организационными и тематическими. Также регулярно проводим анкетирования: “Режим дня”, “Типы темперамента”… У нас ежегодно бывает педагогический консилиум классного руководителя с учителями-предметниками.
19 октября празднуется День рождения гимназии. В этот день идут открытые уроки по гимназическим (граждановедение, логика) и другим предметам, а также проводятся банкет (!) для гимназистов и преподавателей и дискотека.
Стали традицией конкурс бальных танцев и первоапрельская “Юморина”.
А в конце учебного года всех ожидает театральная неделя. Спектакли ставят классные руководители вместе с приглашенными из Детско-юношеского центра и Дома культуры режиссерами. Есть, конечно, и не совсем удачные постановки, но в основном работа оказывается успешной и доставляет огромную радость и удовлетворение.
Героев и ветеранов войны нашего города мы знаем в лицо. 9 мая всегда зовем их к себе на праздник или поздравляем дома.
Общую картину хочу дополнить штрихами из жизни моего класса. В начале работы с ним (после начальной школы) с помощью ДЮЦ я создала хоровой ансамбль (в нем занимались 20 ребят из 26). В конце учебного года ребята выступили в отчетном концерте ДЮЦа, а в середине года – в благотворительном концерте в пользу детей-инвалидов.
Полезные и радостные дела следуют одно за другим. Времени на их подготовку всегда достаточно, и это позволяет вести работу освобожденного классного руководителя с чувством собственного достоинства.
Татьяна НАЗАРЕНКО
Певек,
Магаданская область
Комментарии