search
main
0

Ключевая роль. Формирование среды по восстановлению нормального общения

​Реабилитационная школа-интернат – ресурсный центр Городской школы для родителей детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями, осуществляющий научно-методическое и информационное сопровождение специалистов, участвующий в реализации социально и жизненно важного проекта, а также оказывающий квалифицированную помощь и поддержку родителям и другим членам семьи детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями.

Реабилитационная школа-интернат №32 Департамента труда и социальной защиты населения Москвы обеспечивает комплексную реабилитацию, социальную адаптацию, обучение, воспитание и всестороннее развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.Заболеваниями, относящимися к основному профилю реабилитационной школы, являются: острый лимфобластный лейкоз, тяжелые формы анемии, в том числе железодефицитная анемия, тромбоцитопенические пурпуры (или недостаток тромбоцитов в крови), первичные иммунодефициты, а также заболевание, связанное с нарушением свертываемости крови, или гемофилия; онкологические заболевания в стадии ремиссии.В реабилитационной школе-интернате предоставляется широкий спектр медицинских услуг, обеспечивающих комплексную лечебно-оздоровительную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, нуждающихся в длительном лечении. Медицинская реабилитация (лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия, в том числе с применением инновационных технологий) выполняется отдельным медицинским подразделением по индивидуальному для каждого ребенка плану. Медицинское сопровождение осуществляют высококвалифицированные специалисты различных профилей. Лечебно-оздоровительные мероприятия реализуются с использованием различных методов физиотерапии (электролечение, светолечение, электросон, ингаляционная терапия), в комплексной реабилитации активно применяются водолечение (циркулярный, подводный и дождевой души, пресные, хвойные, «жемчужные», кислородные, искусственно приготовленные хлоридные натриевые ванны), лечебная физкультура и массажи, тепло-, грязе-, парафино- и озокеритолечение, а также ароматерапия (кабинет фитоаппликации и спектральной фототерапии работает в сочетании с ароматерапией). Все учащиеся школы получают ежемесячно по 10-дневному курсу кислородного коктейля, а по медицинским показаниям – сборы лекарственных трав. Кроме лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий в школе осуществляется и комплексная функциональная диагностика.Кабинет функциональной диагностики школы оснащен современной аппаратурой («Омега-2», «Спидо-5», «ЭДТВ-школьник»), что позволяет оценить функциональное состояние организма ребенка в целом (в том числе оценка состояния сердечно-сосудистой системы на основе метода осциллометрии, экспресс-диагностики с помощью термографа), а также его адаптивные возможности и психоэмоциональное состояние. Неинвазивный анализатор крови с учетом профиля заболеваний учащихся школы позволяет с помощью математической обработки разниц температур в контрольных точках выдать достоверный результат 117 биохимических показателей крови.Для осуществления реабилитационных мероприятий и проведения лечебной физкультуры активно используются возможности спортивного и тренажерного залов, укомплектованных разнообразным спортивным инвентарем и тренажерами, а также бассейна, в котором проходят уроки плавания и лечебная гимнастика.В комплексной реабилитации учащихся школы-интерната эффективно реализуется и мощнейший потенциал адаптивной физической культуры.Немаловажную роль в медицинской реабилитации играет и режим пребывания ребенка, который подбирается индивидуально с учетом медицинских показаний и пожеланий родителей (семьи).Размещение детей, находящихся на круглосуточном пребывании, осуществляется в уютных светлых комнатах со всеми удобствами (туалетная комната с душевой находятся в одном блоке со спальной комнатой) по 2-3 человека, условия проживания максимально приближены к домашним. Для проведения свободного времени учащихся оборудованы игровые комнаты с различными зонами (для отдыха, активных и спокойных игр, чтения); педагогами и воспитателями разработана система организации свободного времени учащихся, позволяющая учесть потребности, способности и индивидуальные возможности каждого ребенка.Рациональное 6-разовое сбалансированное питание учащихся, которое предусматривает полное удовлетворение возрастных физиологических потребностей развивающегося организма, позволяет избежать сезонных весенне-осенних обострений желудочно-кишечного тракта.Все лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся по индивидуальным планам и согласуются с расписанием занятий, в так называемые часы здоровья.Успешная реализация целого комплекса лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий приводит к повышению адаптивных возможностей организма и активизации функциональных резервов учащихся, что в целом положительно сказывается на улучшении общего состояния и готовности к обучению. Хорошее самочувствие влияет и на эмоционально-психологическое состояние ребенка, стимулирует его на активное вовлечение в учебно-воспитательный процесс и реализацию творческого и интеллектуального потенциала.Кроме медицинской реабилитации, направленной на восстановление функционального состояния органов и систем организма, нарушенного в результате перенесенного онкологического заболевания и осложнений специальной терапии, лечения сопутствующих заболеваний в школе-интернате осуществляется и социально-психологическая и педагогическая реабилитация, направленная на решение личностных и семейных проблем, развитие интеллектуальных способностей, устранение устойчивых вредных привычек и девиаций поведения, вызванных тяжелым заболеванием и его последствиями. Педагогическая реабилитация базируется на работе арт-терапевтических мастерских: керамики, музыкальной, художественной и театральной, так как занятия искусством являются наиболее эффективными и глубоко воздействующими педагогическими и психотерапевтическими средствами. Ключевую роль в педагогической реабилитации играет формирование специфической педагогической среды с безусловным принятием каждого ребенка, способствующей снижению тревожности, повышению самооценки, восстановлению нормального общения со сверстниками, стимулированию познавательной активности.В совокупности комплексная реабилитация способствует созданию необходимых условий для обучения, воспитания и всестороннего развития и как следствие успешной социализации и интеграции ребенка в общество.Богатый опыт работы педагогов, психологов и специалистов медицинского подразделения, инфраструктура и ресурсные возможности школы позволили открыть на ее базе Городскую школу для родителей детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями.Цели и задачи школы для родителей:- психологическая реабилитация и социальная адаптация родителей (членов семьи) детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями;- консультативная, педагогическая, информационная помощь и обучение (просвещение) родителей (членов семьи) с целью освоения ими базовых навыков для самостоятельной психолого-педагогической, реабилитационной и коррекционной деятельности (работы с ребенком и другими членами семьи) в домашних условиях;- оказание юридической (правовой) поддержки и социальной помощи родителям (семье) детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями;- оказание информационно-методической помощи организациям (учреждениям) и органам государственной власти, участвующим в психологической реабилитации и социальной адаптации родителей (семей) детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями.Основные направления работы:1. Образовательное (просветительское) направление – реализуется для формирования у родителей адекватного восприятия болезни ребенка и ее последствий, принятия ситуации и способности к конструктивному мышлению, позитивного настроя и веры в положительный результат лечения.2. Психотерапевтическое направление (психологическая помощь и реабилитация) – реализуется с целью снижения уровня психоэмоционального напряжения у родителей и ребенка, формирования позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом, потребности в конструктивных изменениях и сотрудничестве.3. Социально-тренинговое направление – реализуется для обучения родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных ситуациях и отношениях, выработки коммуникативно-компетентных навыков.4. Направление по социализации и профессиональной адаптации (социально-трудовая интеграция) реализуется для содействия профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, трудоустройству и занятости родителей детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями.5. Правовое направление – реализуется с целью приобретения правовой грамотности в отношении законодательства, касающегося детей-инвалидов, детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями и их семей.6. Интеграционное направление – реализуется с целью общественной самореализации родителей, изменения отношения к ним в обществе, социальной адаптации и интеграции родителей (членов семьи) в общество.Задача реабилитационной школы-интерната №32 – осуществлять научно-методическое и информационное сопровождение специалистов, участвующих в реализации проекта Городская школа для родителей детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями.Научное и информационно-методическое направление:- обобщение и распространение опыта, осуществление информационной, аналитической и научно-методической работы;- содействие выпуску информационно-методических и образовательных (просветительских), а также научно-популярных печатных изданий;- межведомственное взаимодействие с органами государственной власти и социальными службами (в том числе окружными и районными медико-психолого-социальными центрами), окружными (районными) управлениями Пенсионного фонда, благотворительными фондами, общественными и другими организациями.В школе №32 состоялся круглый стол представителей органов государственной власти, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на взаимодействие с семьями детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями, оказание им услуг по комплексной реабилитации и социальной адаптации. Его участники и гости получили возможность ознакомиться с опытом работы коллег и поделиться своим опытом оказания психолого-педагогической и социальной помощи и поддержки родителям (семьям) детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями, выявить проблемы, возникающие при взаимодействии с такими семьями, и найти пути их решения, а также определить необходимые условия для развития системы оказания психолого-педагогической и социальной помощи и поддержки семьям детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями.В школе осуществляется психологическая и социальная реабилитация родителей и детей посредством семейной терапии (арт-терапия, музыкотерапия, игровая терапия, библиотерапия, сказкотерапия).Как показал опыт работы, в результате семейной терапии укрепляются семейные связи, улучшается климат в семье; восстанавливаются позитивные контакты и ребенка, и членов его семьи; у ребенка повышается интерес к жизни и учебе в частности, осуществляется эффективная организация свободного времени ребенка и членов его семьи; происходит усиление контактов между семьей и социальным окружением; семья приобретает навыки самостоятельного решения настоящих и возможных в будущем проблем. Самый главный вывод, который сделали специалисты школы №32, работая с семьей ребенка, – это то, что наиболее эффективный способ помочь ребенку – это помочь его семье. Научить родителей (членов семьи) взаимодействию с ребенком и друг с другом, позитивно и конструктивно решать проблемы, определять и устранять препятствия на пути воспитания, развития и коррекции поведения и восприятия мира, нарушенного болезнью ребенка.Летом работает санаторная школа, летний лагерь отдыха и творчества детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями (специализированная смена) – социальная интеграция детей путем активного вовлечения в творческий процесс.Семьи детей, страдающих онкологическими заболеваниями и заболеваниями крови, остро нуждаются в социальной поддержке и защите со стороны государства. И такую поддержку им оказывают и Правительство Российской Федерации, и Правительство Москвы. Реабилитационная школа №32 не является исключением. При поддержке Департамента труда и социальной защиты населения Москвы и его руководителя Владимира Петросяна на ее базе была создана и развивается Городская школа для родителей детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями, осуществляются многочисленные социальные проекты и внедряются родительские инициативы. Только объединив наши усилия, мы сможем справиться с любой бедой, с любой проблемой. У Городской школы для родителей детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями есть для этого все ресурсы и возможности. Опираясь на богатый опыт школ для родителей всех округов Москвы, специалистов учреждений социальной защиты, образования, представителей общественных организаций, благотворительных фондов, мы сможем создать эффективную систему взаимодействия, направленную на решение актуальных проблем и вопросов комплексной реабилитации детей, страдающих онкологическими и гематологическими заболеваниями, и членов их семей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте