Олимпиадное движение на сегодняшний день считается одним из важнейших способов выявления талантливых учеников, имеющих интерес и способности к тем или иным предметным дисциплинам. Олимпиада не только способствует самореализации учащихся и углубляет знания в самых разных предметных областях, но и позволяет осуществлять раннюю профессиональную ориентацию.
Школьники, получившие призовые места на олимпиадах, имеют преимущества при поступлении в самые престижные вузы страны. Олимпиада школьников по иностранным языкам «Учитель школы будущего», которую проводит Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета, не является исключением. С 2019 года компанию европейским языкам (английскому, французскому и немецкому) впервые составили восточные языки – китайский и японский.
С этого времени у школьников со всей России появилась возможность проверить свое владение китайским языком и поступить без экзаменов в один из лучших педагогических вузов страны на кафедру китайского языка, которая уже более десяти лет успешно готовит специалистов по китайскому языку – учителей, востоковедов-филологов, лингвистов-переводчиков.
Подготовка к отборочному и финальному этапам олимпиады по китайскому языку «Учитель школы будущего» включает в себя следующие важные пункты.
Во-первых, это знакомство с нормативными документами. Необходимо внимательно изучить положение олимпиады, ее регламент, требования к прохождению первого (отборочного) этапа, а также условия участия. Этот секрет, конечно, не является чем-то уникальным, а представляет собой достаточно скучное действие, которым тем не менее не стоит пренебрегать. Ведь участнику олимпиады надо определиться, с какой целью он планирует свое участие в олимпиаде: попробовать свои силы и узнать, какой у него уровень владения китайским языком (с точки зрения конкурсных заданий именно этой олимпиады), или получить возможность поступления в вуз на льготных условиях.
Второе возможно только при участии в конкурсе школьников 8‑11‑х классов, поэтому даже если участник станет победителем, но при этом учится в 7‑м классе, то он все равно будет дисквалифицирован, поскольку это является нарушением положения о проведении олимпиады. Участник должен быть знаком с правилами проведения олимпиады, осведомлен о том, что нужно взять с собой (например, паспорт, справку из школы, согласие родителей), а что, наоборот, следует оставить дома (например, мобильный телефон). И именно для того, чтобы не допускать ситуаций, влекущих за собой недопуск к олимпиаде или дисквалификацию, мы рекомендуем тщательно знакомиться со всеми нормативными документами, касающимися проведения олимпиады.
Во-вторых, это изучение структуры и содержания заданий олимпиады текущего сезона и ее пробное прохождение. Необходимо ознакомиться с методическими материалами предыдущего года, критериями оценивания заданий устного этапа, посмотреть вебинары, на которых организаторы олимпиады рассказывают о структуре отборочного и заключительного этапов олимпиады, делая акценты на тех заданиях, которые были введены в текущем сезоне, а также на заданиях, которые представляют особую трудность. Когда вы разобрались с теоретическими вопросами организации, хорошо бы перейти к практике. Но сначала дайте себе время на тренировку.
Зарегистрируйтесь в системе и начните выполнять тренировочные тесты, которые можно проходить бесконечное число раз. Эти тесты по структуре идентичны контрольным тестам отборочного этапа, поэтому позволяют участникам даже на пробном этапе проверить свой уровень владения фонетическими, иероглифическими, лексическими, грамматическими навыками и умениями чтения, аудирования на китайском языке (ведь можно проходить тренировочные тесты и для 5‑7‑х, и для 8‑11‑х классов). Мы советуем быть внимательными и на этом этапе, не путать тренировочные тесты с контрольными, внимательно читая заголовочную часть. Помните, что тренировочный тест можно пройти много раз, тогда как контрольный тест – только один раз.
В-третьих, это повышение уровня владения теми или иными навыками и умениями в области китайского языка. Олимпиада по любому предмету является задачей повышенного уровня сложности, требующей изучения материала, который выходит за рамки школьного курса даже при его углубленном изучении. При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание самостоятельной работе, отдельной от собственно урочной деятельности.
Самоподготовка может включать в себя чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное выполнение тестов, поиск информации в Интернете, изучение аудиовизуальных материалов. Эти и другие виды подготовки позволяют увидеть свои слабые стороны, на которые следует обратить внимание, чтобы потом успешно пройти уже контрольный тест олимпиады по китайскому языку. Так, если в текущем сезоне появились новые задания на синонимы, фразеологизмы или вопросы по страноведению, то нужно включить в свою подготовку к олимпиаде изучение соответствующих словарей, пособий и т. д. Поможет и решение пробных заданий из других олимпиад, например Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку, а также экзаменов ЕГЭ и HSK (до 4‑го уровня). Помните, что если у вас нет опыта участия в олимпиадах, то начинать подготовку надо как можно раньше.
В-четвертых, это внимательное прочтение формулировки задания. Необходимо точно уяснить для себя суть задания. Например, одно из заданий на иероглифику формулируется следующим образом: «Укажите ключ в иероглифе».
В-пятых, это соблюдение временного регламента. На китайский язык выделяется больше времени, однако не все участники конкурса по китайскому языку успевают выполнить все задания либо они просто забывают, что нужно нажать кнопку «Отправить и завершить тест». Таким образом, при выполнении тренировочных тестов, а потом уже и контрольного теста отборочного этапа и письменного теста заключительного (финального) этапа необходимо следить за тем, чтобы кнопка о завершении теста была нажата до окончания отведенного времени.
Нужно также следить за временем при ответе на два задания устного тура заключительного этапа. Выделяется 10 минут на подготовку и по две минуты на описание картинки и ответ на вопрос. Если ответ занял меньше отведенного времени либо больше, то балл снижается. При описании картинки или ответе на вопрос не выходите за рамки задания, а именно не пытайтесь рассказать все, что вам известно по данной проблематике, не стремитесь высказать свою точку зрения, если это не предусмотрено заданием и не заявлено в его формулировке.
Наконец, в-шестых, это сохранение положительного настроя и обеспечение нормального физического состояния в день конкурса. Важно, чтобы участник олимпиады был в добром здравии и на отборочном, и на заключительном этапах олимпиады. Но особенно это касается заключительного этапа. Так, на письменном туре надо тщательно соблюдать все технические требования системы прокторинга (процедуры наблюдения и контроля за дистанционным испытанием).
Если участник проявил невнимательность, не выспался, разволновался или что-то другое, он легко может пропустить требования прокторинга, например продемонстрировать свой стол и черновик, в таком случае его может ждать дисквалификация. На устном туре необходимо в отведенное время ответить на вопросы, излишнее волнение, плохое самочувствие могут помешать решить ту коммуникативную задачу, которая была поставлена перед участником в заданиях.
Вдумчиво изучайте нормативные документы, касающиеся проведения олимпиады именно в текущем сезоне, внимательно читайте методические материалы, в которых даны структура и содержание заданий всех этапов и критерии оценивания, проходите сначала тренировочные тесты и только потом приступайте к контрольному тесту в ходе отборочного этапа, развивайте и совершенствуйте свое владение китайским языком во всех его аспектах (особенно в иероглифическом, лексико-грамматическом, чтении, аудировании), соблюдайте временной регламент и сохраняйте хорошее самочувствие.
Желаем успехов в прохождении олимпиады в следующем сезоне и ждем вас в Московском городском!
Мария СМОЛОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры китайского языка Института иностранных языков МГПУ;
Валентина ВАШКЯВИЧУС, кандидат филологических наук, доцент, и. о. завкафедрой китайского языка Института иностранных языков МГПУ
Комментарии