search
main
0

Ключ с правом передачи

Только тогда сотрудник будет проявлять инициативу, когда он уверен, что его оценят и поддержат

Наставничество как процесс передачи от одного человека другому ценностей, умений и мировоззренческих установок уходит своими корнями в глубокую древность. Вряд ли развитие человечества было бы вообще возможным, если бы люди не обладали способностью транслировать накопленный ими опыт следующим поколениям.

В системе образования, по сути своей ориентированной на трансляцию опыта от одного поколения другому, понятие «наставничество» представлено особенно многогранно. Вот лишь несколько определений этого термина:

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника.

Наставничество – это планомерная работа по передаче навыков от начальника к подчиненному. Как институт обычно существует в крупных компаниях. Возведенное директорами в ранг философии фирмы, оно становится инструментом воспитания подрастающих кадров.

Наставничество – форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В различных формах существовало в СССР с 30‑х годов, особенно распространилось с 70‑х годов.

Все эти определения, по-своему актуальные для любой образовательной организации и охватывающие разные аспекты деятельности наставника, связаны между собой такими ключевыми понятиями, как «планомерная работа», «воспитание», «опыт». Значит, для организации наставничества обязательным условием является понимание того, кто, кому, что и каким образом передает.

В современной системе российского образования эти вопросы вновь становятся актуальными. Вероятно, потому, что геополитическая ситуация в стране требует поиска новых ответов на них, новых путей развития системы, а значит, и осмысления богатейшего опыта русского образования.

Расположенная в самом центре Москвы, в арбатских переулках, школа №1231 имени В.Д.Поленова, директором которой я работаю уже более 10 лет, к вопросу организации наставничества в педагогическом коллективе относится особенно внимательно, ведь территориальное расположение требует от нас не только передачи от старшего младшему тех или иных педагогических методик и приемов обучения детей, но и трансляции культурного кода Арбата, понимания особой атмосферы центра столицы.

И любому молодому педагогу, любому новому учителю, пришедшему в коллектив, нужен период адаптации, период «ученичества» в системе ценностей, которые важны для образовательной организации. У нас ценятся партнерские отношения, умение слышать друг друга, нам важно работать без стресса и насилия, ведь сотрудник только тогда будет проявлять инициативу, когда он уверен, что его оценят и поддержат. Так что цель наставничества в нашей школе – приобщить к этой системе ценностей новых сотрудников.

Мы стараемся подбирать молодому учителю опытного коллегу-помощника, который может проконсультировать и поддержать нового сотрудника, продумываем способы передачи навыков и на вертикальном, и, что немаловажно, на горизонтальном уровнях взаимодействия. Наконец, большую роль играет в коллективе школы профессиональная подготовка: молодые учителя учатся в процессе решения многообразных задач школы, активно участвуют в проектах и конкурсах наравне с опытными педагогами, предлагают идеи и получают отклик на них.

В системе наставничества школы №1231 немалую роль играют имена и мысли. Не случайно концепция наставничества, сформулированная командой школы в процессе подготовки к конкурсу наставников и систем наставничества молодых педагогов образовательных организаций города Москвы «Наставник молодых педагогов»-2022, содержит проекты «Сократ», «Гораций», «Монтень» и «Ушинский». Для нас важны идеи предшественников, богатый опыт мировой и отечественной культуры в этой области.

Для Сократа, с мыслей которого начинается наша концепция, одной из главных задач наставника было пробуждение глубоких душевных сил в ученике. Его знаменитая майевтика – это равноправный диалог, позволяющий родиться истинному знанию. И в нашей школе такой равноправный диалог – основа взаимодействия и детей со взрослыми, и взрослых друг с другом.

Для Ушинского, идеи которого завершают документ, очень важным было сохранение наставником умения учиться. К.Д.Ушинский писал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт полностью компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Так что профессиональная адаптация молодого педагога напрямую зависит от уровня профессионального мастерства, знаний и опыта наставника.

Создавая свою концепцию, мы провели опрос молодых учителей школы и выяснили, что волнует их больше всего, в чем они ждут поддержки. Именно эти ожидания стали основой для задач, решаемых в процессе реализации концепции. Что может включать в себя наставничество? Это и консультирование, и поддержка инициатив, и совместные проекты, и стажировки внутри и вне образовательной организации. Это, конечно, и взаимообучение, которое в последнее время так развито в московской системе образования не только внутри школ, но и на межшкольном и межрегиональном уровнях.

Но ключевые ценности в системе нашей школы – это взаимоуважение, без которого невозможно никакое наставничество, культурный фундамент, который обусловлен местом расположения школы №1231 – поленовский дворик, Арбат, самый центр города, и гибкость. Не прогибаемость под обстоятельства, а именно гибкость как отсутствие категоричности в суждениях, умение услышать точку зрения другого, даже если он более молодой и менее опытный.

В МГО Общероссийского профсоюза образования ведется плодотворная работа по развитию наставничества в образовательных организациях нашего города. Школа №1231 имени В.Д.По­ле­но­ва как победитель городского конкурса «Наставник молодых педагогов»-2022 принимает активное участие в этой работе, мы снова оказываемся в положении учеников и готовы учиться, словно воплощая в жизнь слова нашего знаменитого соотечественника Владимира Ивановича Даля: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». В наших руках тот ключ, который мы не только имеем право передать, но и должны передать следу­ющим поколениям педагогов, чтобы соединить культурными скрепами разные эпохи российского образования.

Виктория ТИУНОВА, директор школы №1231 имени В.Д.Поленова, капитан команды – победительницы конкурса «Наставник молодых педагогов»-2022 в номинации «Лучшая система наставничества»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте