search
main
0

Ключ от “Капитанской дочки”Духовная иерархия пушкинского мира

Пушкин, слава Богу, изучен. С Пушкиным все ясно. Можно расслабиться и в очередной раз прочитать лекцию на тему: “Пушкин – это наше все”.

И нет более томительных и скучных уроков литературы, чем уроки по Пушкину. И нет более ненавистного, более закрытого для школьников автора, чем Пушкин. И невозможно проявить оригинальность по отношению к Пушкину, ибо отрицать его так же не ново, как и восторгаться им.

Но выход все же есть. Можно уйти от академизма и при этом сохранить Пушкина. Донести его Слово. Однако для этого учителю нужно быть прежде всего духовной личностью. Иметь экзистенциальный опыт. Чувствовать за текстом экзистенцию самого Пушкина. И, конечно, все время перечитывать его тексты. Можно не сомневаться: насколько будет возрастать наш духовный уровень, настолько больше мы получим от пушкинских текстов. Ибо их уровень неземной. И о действительной высоте его многие узнают лишь после смерти.

Урок первый

Вводное занятие. Его главная цель – подобрать ключ к произведению Пушкина и помочь ученикам “войти” в него. Вместо традиционных славословий гениальному творцу лучше об’яснить, что значит “гениальное произведение”, показать, что это не пустые слова. Предостеречь от возможных упрощений, которым всякий раз подвергается текст “Капитанской дочки”. Я обычно делаю это так.

Беседа о материальности слова

Спрашиваю: известно ли кому что-нибудь о материальности, силе, действенности, вещественности слова? Как вы понимаете “Вначале было Слово” в Евангелии от Иоанна?

Здесь школьники, как правило, проявляют начитанность в области “мистической” литературы и знание современных фантастических фильмов, где материальность слова и мысли – один из наиболее распространенных мотивов. Главное, чтобы итогом этого разговора стало убеждение, что ничего сверхнеобычного и парадоксального в данном вопросе нет. После этого никого особенно не пугает мое замечание о том, что художественный мир гениального произведения абсолютно реален, он творится словом, что в этот мир можно попасть, а можно и не попасть в зависимости от установки и внутренних возможностей, что слово в определенной ситуации может убить, но может и спасти. Напоминаю также о вещем слове, и в частности о пушкинском (“Песнь о вещем Олеге”), и утверждаю, что вещее слово автоматически вводит в литературу философские проблемы веры, судьбы и ответственности. Цитирую “Пророк” и предлагаю отнестись к тексту “Капитанской дочки” с вниманием и осторожностью, как к вещему слову, которое при определенном усилии может предсказать каждому его судьбу.

Если и не все верят моим словам, то “погадать” о будущем никто не откажется. Тем более на уроке. С этим вот настроением мы и приступаем к тексту.

Самостоятельная работа: анализ 1-й главы

Возможность попасть в иной, внеположный пространственно-временной мир нужно заслужить и по меньшей мере иметь билет на право прохода или чтобы некто доверил вам ключ. Кто-то входит в пространство литературы без труда: даже без ключа. Таким анализ позволит больше знать, т.е. лучше ориентироваться. Для остальных анализ поможет найти ключ. Или – купить билет.

Вопросы для анализа:

1) В чем смысл эпиграфа к 1-й главе?

2) Как раскрывается смысл эпиграфа ко всему произведению в 1-й главе?

3) Какие слова-понятия являются ключевыми в плане содержания 1-й главы?

4) Какие слова чаще всего встречаются (повторяются) в 1-й главе?

5) Сколько сюжетных поворотов в 1-й главе и кто/что ими движет?

Пушкин не любитель лабиринтов и головоломных ходов. Ключ от первой двери он оставляет в замке:

– Был бы гвардии он завтра ж капитан.

– Того не надобно; пусть в армии послужит.

– Изрядно сказано! Пускай его потужит…

……………………………….

Да кто его отец?

Эпиграф представляет собой квинтэссенцию главы, ее структуру. Отец (батюшка) и служба (служить, служивый, слуга) – ключевые слова для понимания главы, они же чаще всего встречаются. Соответственно 19 /2 раза “отец” + 17 “батюшка”/ и 17 раз. На это обращал внимание еще Ю.М.Лотман. Но здесь, разумеется, важны не подсчеты, а философия, которая делает эти повторы значимыми, перемещает понятия из социального в метафизический план.

“К.д.” начинается с ответа на вопрос эпиграфа: “Отец мой Андрей Петрович Гринев…” Первое слово текста – ОТЕЦ. Оно выделено тремя способами: 1) через эпиграф, 2) через инверсию (“отец мой”, а не “мой отец” – усиление религиозного подтекста), 3) через актуализацию синонима (в дальнейшем уже не “отец”, а “батюшка”) – усиление домашнего, семейного. Батюшка, таким образом, как бы реализуется в социальный план, в конкретность текста, а отец остается за текстом и вначале.

Вопрос: Почему столь важна фигура отца? Каким он предстает в первой главе?

Прежде всего – это строгий Хозяин, Господин. Он распоряжается всем и всеми. Перед ним все ответственны. В его руках СУДЬБЫ тех, кто в доме. И прежде всего СУДЬБА СЫНА в руках ОТЦА. Все повороты в сюжете 1-й главы происходят по его ВОЛЕ. За “трезвое поведение” жалуется в дядьки Савельич, нанимается француз Бопре, а затем изгоняется; рука батюшки, наконец, направляет сына в Оренбург вместо положенного Петербурга. Психологические характеристики (на которые Пушкин тоже был мастер) несколько смягчают и заземляют, очеловечивают этот образ, но структурно и функционально он является грозным повелителем, и выше его воли в этом сотворенном и упорядоченном мире только ВОЛЯ ГОСУДАРЫНИ и ВОЛЯ СЛУЧАЯ. Структурно и функционально отец представляет собой силу, которая КАРАЕТ и НАКАЗЫВАЕТ, НАПРАВЛЯЕТ и НАСТАВЛЯЕТ. Эпиграф ко всему произведению раскрывается в 1-й главе как НАСТАВЛЕНИЕ ОТЦА: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Практикой бережения чести, как бы технологией, охранительным ритуалом является СЛУЖБА.

Следующими после слов “отец мой” и его имени идут слова: “…в молодости своей СЛУЖИЛ”. В молодости служить и означает смолоду беречь, СЛУЖБА выступает главным событием жизни наряду с рождением, женитьбой и смертью.

Понятие “служба” в “К.д.” иерархически выше и отца, и сына. Служба связывает их с Государыней – истинной Госпожой этого мира. После своего наставления отец надолго становится невидимым, Петруша получает долгожданную свободу. Отец выполняет свою миссию, слово “батюшка”, столь частое вначале, растворяется и всплывает только в конце 1-й главы, причем звучит уже в адрес Петра Андреевича, когда тот навязывает Савельичу свою ВОЛЮ. А понятие службы проходит лейтмотивом через всю главу, раскрываясь в самых разнообразных аспектах.

Задание: проследить по тексту первой главы различные аспекты службы.

1) Служба Государю (Государыне) как предназначение и главное событие жизни (отец служил, сын сразу, еще до рождения, записан на службу);

2) верная служба Савельича – награда;

3) уклонение от службы Бопре – расправа;

4) представление о службе как о свободе и удовольствии (Петруша);

5) служба как испытание (“пусть в армии послужит”);

6) представление о службе как о тяжком несчастии (Петруша);

7) служба как послушание, т.е. несвобода;

8) служба как табу (нельзя отказываться от нее, нельзя выслуживаться);

9) служба как игра (встреча с Зуриным).

Обычно школьники с удовольствием работают с текстом. Им нравится, что в процессе выполнения самостоятельной работы они приходят к одинаковым результатам (“отец” и “служба” – действительно ключевые слова, и никто не успевает заметить, как оказывается внутри пространства “К.д.”, за первой дверью). Много споров вызывает последний вопрос (относительно того, кто/что движет сюжетом там, внутри).

Ирина: Разве не сам Пушкин управляет всем сюжетом?

Ольга: Ну, конечно, Пушкин! Но внутри сюжет ведь развивается как бы сам по себе…

Виктор: Сюжет – это судьба Гринева, а судьба Гринева – в руках отца!

Филипп: Это только так кажется. Смотрите по тексту: “судьба нас разлучила, и вот по какому СЛУЧАЮ” и дальше: “судьба моя переменилась”. А почему? Потому, что отец СЛУЧАЙНО нашел календарь! Всем управляет случай. Потом Гринев в “решительную минуту” не отказывается от выплаты долга, проявляет волю, но происходит это благодаря СЛУЧАЙНОМУ проигрышу… Игра, кстати, всегда есть проявление случая, особенно у Пушкина.

Ирина: О чем тут спорить! Все равно автор всего – Пушкин, и случай придуман Пушкиным.

Действительно, анализ 1-й главы показывает, что ВОЛЯ, СВОБОДА, которую проявляют сначала отец, потом сын Гриневы, управляется случаем. Окружающие подвластны их воле, а их воля подвластна случаю. А есть ли у кого-то власть над случаем? На этой философской ноте заканчивается урок.

Д.З.: 1. Чьей волей управляется сюжет внутри 2-й главы?

2. Раскройте символическое значение бурана, блуждания в степи и последующего сна Гринева (письменно).

3. Дайте психологическую и философскую мотивировку поведения Гринева, Пугачева и Савельича в эпизоде с заячьим тулупчиком.

4. Проследите дальнейший путь Гринева в свете поставленных нами проблем свободы воли, долга, игры (вплоть до 7-й гл.).

Урок второй

2-я глава “К.д.” – одна из основных и требует скрупулезного анализа. От понимания ее зависит глубина проникновения в этот пушкинский текст. Урок нужно выстроить так, чтобы новое содержание (интерпретация бурана и сна) накладывалось на тот философский каркас, который обозначился в ходе анализа 1-й главы. Кроме того, нужно, чтобы на этом уроке работало максимально большее число учащихся.

В самом начале прошу ВИКТОРА коротко рассказать о роли сюжета в прозаическом произведении, и в частности о символике сюжета “К.д.”.

Виктор: Сюжет в прозаическом произведении начиная со сказки имеет глубоко символическое значение. В поведении героев в определенных сюжетных ситуациях проявляются многие архетипы человеческого сознания. Например, классическая ситуация в романе, когда герой покидает родной дом и странствует, претерпевая различные трудности, проходя испытания, на архетипическом уровне означает рождение и жизнь. Возвращение домой – это смерть и переход в другой мир. Так и в “К.д.” путь Гринева – это не только дорога, по которой он едет в Оренбург или Белогорскую крепость, но и его жизненный путь, и, следовательно, блуждание во время бурана означает одновременно внутреннее блуждание Гринева…

Вопрос: Чьей волей управляется блуждание Гринева?

Виктор: Прежде всего волей отца, который направляет его в Оренбург.

Филипп: Но ведь не отец насылает буран! Отец задает четкое направление, ясную цель, но никто не властен над случаем, а буран – яркое проявление случая, игра стихии. Стихия, случай бросают вызов человеку, а игра ставит под сомнение назначение и цель…

Маша: Совершенно очевидно, что Гринева заводит в тупик его собственная воля. Он все время хочет “вырваться на волю”, “освободиться от опеки” дядьки Савельича и отца, но в результате все проявления “воли” приводят к “греху”, как говорит Савельич. То он клеет змея из географической карты, то проигрывает на биллиарде, то попадает в буран. Ведь ямщик и Савельич предупреждали его об опасности, но он настоял на своем и чуть не погиб.

Ольга: Да, Маша права. Но также очевидно, что Гринева, как в сказке, ведут высшие силы, какая-то иная воля, причем совсем не слепая… Похоже, что за него, за его душу, идет сражение или игра… действительно, игра стихий… Один игрок делает ход- буран, а другой посылает вожатого.

Мы подошли к одной из узловых точек романа: встреча Пугачева и Гринева. Последний на самом деле ведом высшими силами, и Пугачев послан, чтобы его вести. Но Гринев должен знать, кто его ведет, и на него нисходит сон (который по сути есть напряженное бодрствование), где перед ним открывается план инобытия. Я прошу нескольких ребят прочитать свою интерпретацию сна. Потом – подводим итоги:

Возвращение домой = ослушание и невыполнение долга = вина и неизбежное наказание = смерть. Подмена отца = подмена долга = нарушение иерархии, т.е. не человеком установленного порядка = бунт и кровь; смерть. Аналогия чернобородый мужик – Пугачев ясна сама собой. Обращает на себя внимание также то, что роль Гринева во сне исключительна: все вокруг погибают, и лишь он один остается в живых. И более того: заслуживает благословение подмененного отца.

Я предлагаю записать следующие выводы:

1. Внутри пушкинского мира в “К.д.” существует определенная иерархия и царит порядок.

2. Эта иерархия проявляет себя через истинное назначение, строго установленное место каждого героя (судьба), отношения долга и чести, служение высшему началу, закон.

3. Существует сила, стремящаяся нарушить раз и навсегда установленный порядок и создать свой, неистинный.

4. Эта сила проявляет себя через стихийное, случайное, игру, безответственность (несоответствие единственно истинному месту) и бунт.

Блуждания Гринева во время бурана и конечное спасение, прибытие к месту назначения, конечно, символичны. Но нельзя сказать, что Гринев только пассивен, только лишь ведом высшими силами. Расплата с Зуриным (для другого, может быть, и не столь обязательная) открывает ему путь к свободе: свободному самостоянию и волеиз’явлению. Это и каждое последующее свободное исполнение долга позволяет ему идти дальше, поднимаясь по лестнице вверх.

В этой связи мы рассматриваем эпизод с заячьим тулупчиком. Делимся на две группы. Одна группа дает психологическую мотивировку поведения героев, другая – философскую.

Д.З.: 1. Перечитать главы 7-12. 2. Раскрыть значение эпиграфов к гл. 8 и 11. 3. Дать психологическую и философскую трактовку к двум разговорам Пугачева и Гринева (письменно). 4. Что нового появляется в изображении Гринева? Как он изменяется? 5. В чем смысл калмыцкой сказки?

Илья БРАЖНИКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте