search
main
0

Ключ к успеху

Воспитание как формирование вектора применения профессиональных компетенций выпускника СПО

Несколько слов о том, что такое креативные индустрии. Это широкое поле профессиональной деятельности на стыке культуры, технологий и бизнеса. Выделяют четыре укрупненных сектора креативных индустрий: наследие, искусство, медиа, функциональное творчество.

 

В связи с высокой степенью гетерогенности креативных индустрий австралийскими учеными в 2010 году была разработана методология «креативного трезубца» для расчета объема рынка труда в этой сфере. Согласно данной методологии к рабочим местам в креативных индустриях принято относить для специалистов креативных профессий, занятых в креативных индустриях, рабочие места для специалистов креативных профессий, занятых в других отраслях, для специалистов некреативных профессий, занятых в креативных индустриях. Кроме того, рынок труда в креативных индустриях представлен компаниями секторов B2B, B2C, C2C, а также такими форматами занятости, как индивидуальное предпринимательство, самозанятость и портфельная карьера.

Вопросы организации воспитательной работы в системе профессионального образования могут быть рассмотрены с разных точек зрения и в разных практических плоскостях. В Московском техникуме креативных индустрий имени Л.Б.Красина накоплен опыт осмысления и организации воспитательной работы с точки зрения достижения главной цели СПО – трудоустройства выпускников.

Система образования вообще и СПО в частности существует сегодня в определенном контексте, который определяется целым рядом специфических явлений. Так, 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем. Только 24% молодежи в возрасте до 24 лет трудоустроены (в Германии, например, этот показатель составляет свыше 46%). И каждый 10‑й молодой человек относится к категории NEET (not in employment, education or training) – не трудоустроен, не находится в поиске работы и не учится. Эти явления могут быть вызваны разными факторами: несовершенной системой профориентации, неопределенностью будущих профессий в связи со стремительным изменением социальных, экономических и производственных процессов, другими причинами. Но значит ли это, что молодые люди не обладают никакими компетенциями, нужными им для профессиональной деятельности? Едва ли.

Скорее можно утверждать, что само по себе наличие компетенций не является единственным условием успешной трудовой деятельности. Очень важно иметь вектор приложения компетенций, который определяет, во-первых, систему ценностей человека и гражданина, во-вторых, дает мотивацию к постоянному развитию и осознанной профессиональной деятельности в интересах общества, государства.

Аналитика, размещенная в открытых источниках, подтверждает наш тезис: только 9% работодателей указывают на низкий уровень выпускников СПО. Есть другие причины, в том числе несоответствие квалификации, – это общемировой феномен «квалификационной ямы», когда профессиональный уровень работника либо избыточен, либо недостаточен для решения рабочих задач. Это системная проблема, и она выходит за рамки нашего обсуждения, однако проблемы адаптации на рабочем месте, отсутствия гибких навыков, опыта, несоответствия зарплатным ожиданиям – это все поддается управлению не на уровне системы СПО, а на уровне конкретной образовательной организации через воспитательную работу.

Понимая эти проблемы, мы спроектировали систему подготовки специалиста креативных индустрий на основе трех ключевых компонентов: идеология, методология, технология. Идеология задает конечную цель всей нашей деятельности – трудоустройство и сохранность на рабочем месте. Наши специфические методологические принципы – это:

– модель компетенций специалиста креативных индустрий, через которую достигается сопряжение ФГОС СПО, профессиональных стандартов и реальных запросов рынка труда с учетом перспектив;

– инструменты накопления и презентации профессионального портфолио: проектная деятельность, студенческие мастерские, выпускные квалификационные работы по конкретным заказам от работодателей на основе трехстороннего договора;

– принцип «Город как воспитывающая среда» – включение всех столичных социо­культурных, научных, производственных, спортивных и других ресурсов в образовательный процесс.

При реализации принципа «Город как воспитывающая среда» нужно иметь в виду, что мы как техникум можем не только использовать ресурсы города, но и выступать таким ресурсом для других образовательных организаций, например, реализуя учебно-производственную деятельность, социальные инициативы по заказам или в интересах московских школ.

Технологией реализации этих методологических принципов и является программа воспитания, которая, с одной стороны, формализует требования к содержанию, практикам реализации и условиям реализации учебных и внеучебных мероприятий, а с другой – непосредственно встроена в процессы формирования компетенций специалиста креативных индустрий.

Особенность модели компетенций специалиста креативных индустрий, которая разработана и применяется в техникуме, состоит в том, что мы выделяем три кластера компетенций: универсальные, надпрофессиональные и профессиональные. Профессиональные компетенции соотносятся с требованиями рынка труда для выполнения конкретных профессиональных задач, а универсальные и надпрофессиональные компетенции обеспечивают возможность осознанной мотивированной профессиональной деятельности, в том числе в условиях неопределенности.

Рабочая программа воспитания строится на сопряжении Стратегии развития воспитания в РФ, модели компетенций специалиста креативных индустрий, компетенций ФГОС СПО и проектных образовательных активностей на уровне техникума, города, страны.

Проектная деятельность, как уже было сказано, является одним из инструментов накопления профессионального портфолио наших студентов. Нами сформулированы четыре ключевых аспекта проектной работы:

  1. Каждый проект имеет воспитательную ценность (гражданско-патриотическую, социальную, экологическую и т. д.).
  2. Результаты каждого проекта должны быть значимы для профессионального портфолио.
  3. Проектная задача встраивается в учебный процесс.
  4. Проектная работа сопровождается во внеурочном формате.

Несколько примеров таких проектов:

– настольная игра «ЗИЛ», посвященная истории завода имени Лихачева и Даниловского района города Москвы, где он расположен;

– конструктор «Брестская крепость», предназначенный для самостоятельной сборки и художественного оформления;

– санитарные органайзеры для хранения, доступа и утилизации средств индивидуальной защиты;

– мультимедийная экспозиция «Спасибо!», посвященная Победе в Великой Отечественной войне.

Все эти проекты междисциплинарны, они охватывают студентов разных направлений подготовки, реализуются как во время учебных занятий и учебно-производственной практики, так и в рамках внеурочной деятельности. В результате реализации проектов достигаются сформированность комплекса компетенций специалистов креативных индустрий и осознанная мотивация к профессиональной деятельности за счет социальной и практической значимости полученного продукта.

Таким образом, можно утверждать, что именно через воспитание формируется конкурентоспособность выпускника СПО, обладающего совокупностью ценностей, компетенций, мотивации и способного к профессиональной самореализации в интересах общества.

 

Лиана ТАБАТАДЗЕ, кандидат педагогических наук, директор Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б. Красина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте