Москва – это город возможностей, тем более образовательных. Каждый ребенок начиная с раннего возраста может пробовать себя, искать что-то новое и интересное, принимать решение о своем будущем направлении развития. Имея такие ресурсы, очень важно, что еще до поступления в институт есть возможность понять, чем же человек будет заниматься на практике, если выберет то или иное направление.
Сегодня мир профессий весьма динамичен, содержание труда конкретных профессий изменчиво. В рамках профориентации школьников часто говорят о необходимости изучать профессии не только в формате теоретических занятий, но и на практике. Для этих целей существует ряд ресурсов, которые могут быть полезны для изучения наиболее востребованных и даже новых профессий.
Под влиянием технологического прогресса компетенции будут быстро устаревать, скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает, некоторые профессии, которые вчера казались фантастикой, в будущем станут популярными и востребованными. Школа в этом смысле стремится помочь ответить на вопрос, какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованными специалистами в новом мире.
Но озарение относительно будущей профессии приходит редко, как правило, выбор – процесс динамичный и многоступенчатый. Все хотят заниматься любимым делом, чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, а значит, необходимо регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. И у наших ребят бывают случаи, когда первоначально сделанный выбор приводит к выводу, что это не дело всей жизни. Когда промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.
У профессионального самоопределения есть ряд функций:
1. Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
2. Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
3. Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
4. Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
5. Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя как специалиста.
Выбор будущей профессии для многих школьников задача не из легких. Будучи еще совсем детьми, им предстоит решить, чему посвятить ближайшие четыре года как минимум, а как максимум – всю свою жизнь. И уже получив высшее образование, они понимают, что выбрали не интересную для себя специальность, зря потратили время, а часто и деньги. Чтобы получить больше времени на самоопределение, у ребят есть возможность учиться в предпрофессиональных классах, где они могут примерить на себя разные профессии. Стоит отметить и работу нашей психолого-педагогической службы. Основными ее задачами являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека. В рамках профориентационной работы у нас проходят не только уроки, но и тренинги, анкетирования, квесты, тестирования, которые позволяют ребятам делать более сознательный выбор.
Благодаря предпрофессиональному образованию ребята осваивают азы различных дисциплин, изучают теорию и практику на равном уровне, участвуют в конкурсах и олимпиадах. Это дает шанс определиться с потенциальной специальностью уже сейчас, в стенах школы. Также в рамках предпрофессиональных классов и вертикалей систематически организуются экскурсии и занятия в колледжах.
Предпрофессиональное обучение формирует навыки и умения для реальной жизни. Кроме того, предпрофессиональное обучение помогает сделать образовательный процесс индивидуальным, ведь он учитывает склонности и способности каждого учащегося. У детей появляется возможность получать знания в соответствии с их профессиональными интересами и планами на будущее.
Это не просто углубленное изучение предметов, а практико-ориентированное образование на площадках медицинских организаций и производственных предприятий. Главные результаты такого образования – формирование предпрофессиональных умений и осознанный выбор будущей профессии.
Предпрофессиональное образование ориентировано на востребованные в Москве специальности. В профильных классах учащиеся осваивают навыки, необходимые любому специалисту. И главное преимущество таких выпускников в том, что они обладают актуальными представлениями о профессиях будущего и владеют современными технологиями.
В предпрофессиональных классах организовано межпредметное обучение. Например, на занятии по математике ребята изучают нестандартные методы решения задач. В медицинской лаборатории учащиеся применяют знания из области биологии, химии, физики и информатики, чтобы провести лабораторный анализ препаратов с помощью цифрового оборудования. Такое образование развивает умения, без которых не обойтись в современной жизни и в профессии.
Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно связаны между собой. Каждый человек хочет найти себя в этой жизни, получить образование, работать по любимой специальности, которая позволит качественно социализироваться и получать удовлетворение от жизни. Но надо понимать, что всего этого невозможно достичь без колоссального труда, изучения потребностей, всестороннего саморазвития.
Человеку важно чувствовать себя нужным членом общества. Это возможно через осознанное профессиональное самоопределение, развитие своих сильных сторон, ощущение удовлетворения от проделанной работы, достойное положение в социуме.
Милана АДАМЯН, заместитель директора по воспитательной работе, социализации и безопасности школы №1257
Комментарии