Готов ли учитель помогать ученику, вставшему на путь становления личности, или старший собирается ограничиться передачей младшему знаний, усвоенных когда-то самим? От взаимодействия двух участников образовательного процесса – учителя и ученика – зависит не только от того, сложатся ли получаемые ребенком знания в логическую систему, но и насколько эффективно он сможет воспользоваться ими в дальнейшей жизни. Ректор Педагогической академии последипломного образования Анатолий БАРАННИКОВ уверен, что если все, что создается, помогает педагогу организовывать деятельность учащегося в соответствии с его возможностями, подходами, тогда это получается. Поэтому ключевой задачей сегодня стала именно грамотная подготовка учителя.
– Анатолий Витальевич, как проводится конкурсный отбор лучших учителей?
– В Московской области в результате конкурсных отборов 2006, 2007, 2008, 2009 годов победителями приоритетного национального проекта «Образование» на региональном уровне стали 1454 учителя-предметника. Решением регионального Совета по реализации нацпроекта еще более 800 учителей, использующих в своей педагогической практике инновации, получили финансовую поддержку из фонда губернатора Московской области.
Конкурсный отбор лучших учителей проводился по следующим критериям: позитивная динамика учебных достижений за последние три года; позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам; позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функции классного руководителя; использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе; обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровнях (мастер-классы, семинары, конференции, «круглые столы»); участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах; повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре.
Педагогическая академия стала региональным оператором в части сопровождения ПНПО в поддержке лучших учителей и повышении уровня воспитательной работы в школах, которую проводит классный руководитель.
– То есть опыт конкретного учителя становился методической моделью?
– Педагогические достижения учителей – победителей нацпроекта и лучших классных руководителей служат открытым методическим ресурсом и потенциалом развития образования региона. За четыре года реализации нацпроекта в области сформировалась региональная модель совместной деятельности всех структур образования Подмосковья по эффективному распространению (диссеминации) инновационного опыта участников ПНПО и классных руководителей на уровне общеобразовательных учреждений, муниципальном, зональном и региональном уровнях.
В начале 2006-го, на первом этапе, осуществлялся анализ педагогической деятельности с целью выявления учителей и целых педагогических коллективов, которые в своей деятельности используют результативные инновации. В этот период активизировалась совместная деятельность образовательных учреждений, муниципальных методических служб и органов управления образованием по разработке критериев отбора лучших образцов педагогической практики и организации конкурсных процедур.
На втором этапе злободневной становится реализация главной задачи нацпроекта: создание условий для внедрения опыта лучших школ и педагогов в массовую практику на муниципальном и региональном уровнях.
На третьем этапе перед педагогической академией стояла задача создания зональных моделей диссеминации инновационного опыта учителей – победителей ПНПО и лучших классных руководителей. С этой целью использована практика Министерства образования Московской области в организации методической работы в семи зональных объединениях руководителей органов управления образованием.
В результате осуществления этих задач в настоящее время в Подмосковье активно действует региональная модель взаимодействия всех структур образования по распространению инновационного опыта учителей – победителей ПНПО и лучших классных руководителей, которая обеспечивает интенсивное продвижение в массовую образовательную практику педагогических достижений и стимулирует модернизацию педагогической системы Московской области.
– Что включает в себя региональная модель взаимодействия всех структур образования по распространению инновационного опыта учителей – победителей ПНПО и лучших классных руководителей?
– Согласованную на всех уровнях структуры образования разветвленную сеть трансляции инновационного опыта в разнообразных формах, предоставляющих возможность ознакомиться с ним максимальному числу педагогов. Систему накопления, описания и систематизации лучших образцов педагогической деятельности путем организации издательской деятельности, создания банка лучших образцов педагогической практики с использованием интернет-ресурсов. Проведение мониторинговых исследований содержания и результативности деятельности учителей – победителей ПНПО и лучших классных руководителей.
– А чем обеспечивается эффективность региональной модели взаимодействия всех структур образования по распространению инновационного опыта учителей – победителей ПНПО и лучших классных руководителей?
– Это происходит благодаря активности вовлечения в процессы распространения педагогических достижений учителей, методических объединений, творческих сообществ педагогов, организации научно-методического сопровождения реализации ПНПО на муниципальном и региональном уровнях. Целенаправленная совместная деятельность дает возможность всем участникам для диссеминации инновационного опыта.
В общеобразовательных учреждениях действуют профессиональные объединения педагогов, которые выявляют инновационный опыт учителей, представляют их к участию в конкурсах ПНПО, организуют распространение педагогических достижений на школьном уровне.
Муниципальные методические службы принимают активное участие в научно-методическом сопровождении ПНПО через информирование, организацию конкурсных процедур, экспертизу представленных документов; участвуют в создании зональных моделей диссеминации инновационного опыта; создают и организуют деятельность методических площадок, творческих лабораторий, ресурсных центров на базе школ для передачи опыта учителей – победителей ПНПО, лучших классных руководителей в массовую практику.
– При такой системе распространения передового опыта какова роль Педагогической академии последипломного образования?
– Академия организует взаимодействие общеобразовательных учреждений и муниципальных методических служб по созданию эффективной диссеминационной сети, обеспечивающей распространение опыта учителей – победителей ПНПО и лучших классных руководителей. Осуществляет научно-методическое сопровождение реализации нацпроекта. Ведет учебную работу по повышению квалификации классных руководителей и педагогических кадров, в том числе с использованием возможностей учителей – победителей ПНПО.
С целью организации согласованного взаимодействия общеобразовательных учреждений, муниципальных методических служб ежегодно на основании материалов, представленных муниципальными управлениями образования, педагогическая академия составляет подробный план мероприятий по организации эффективной диссеминации инновационного опыта лучших классных руководителей, школ и учителей – победителей ПНПО.
По инициативе педагогической академии ежегодно в каждом зональном объединении муниципальных методических служб проходят научно-практические конференции, посвященные знакомству с инновационным опытом учителей – победителей конкурсов ПНПО очередного года, на которых присутствуют главы муниципальных районов, представители администраций территорий, руководители и специалисты муниципальных органов управлений образованием, методических служб, педагогическая общественность. Лучшие выступления педагогов включаются в программу региональной научно-практической конференции, которая ежегодно проходит в педагогической академии.
– В области стал популярным педагогический марафон классных руководителей «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения России». Чему он способствует на самом деле?
– Он нужен региону для того, чтобы выявить и поддержать творчески работающих классных руководителей, применяющих передовые формы и методы воспитательной работы в образовательных учреждениях, интересные педагогические идеи, инновационные практики воспитания; обобщить и распространить результаты опыта талантливых педагогов; создать условия для самореализации и повышения профессионального мастерства. По традиции марафон проходил в три этапа: первый состоялся в общеобразовательных учреждениях; второй – на уровне муниципальных образований; третий – региональный этап конкурса в педагогической академии.
Важным аспектом научно-методического сопровождения ПНПО служит проведение экспертизы педагогических находок учителей – победителей нацпроекта и лучших классных руководителей, оказание помощи авторам инновационного опыта в публикации статей с его изложением.
На сайте академии постоянно пополняется по мере поступления из территорий галерея инновационного опыта учителей – победителей нацпроекта Московской области под рубрикой «Лучшие учителя – победители конкурсов ПНПО 2009 года – Году учителя».
– Вы проводите мониторинговые исследования. Какие?
– Выявляем эффекты по результатам диссеминации передового опыта учителей – победителей нацпроекта (наиболее эффективной формой обмена опытом педагоги считают семинары, «круглые столы», конференции, мастер-классы, а также постоянно действующие методические приемные). Большинство респондентов отметили как важный факт то, что государство обратило внимание на проблему классного руководства; большинство классных руководителей рассматривают вознаграждение как естественную (долгожданную) оценку их труда, но не адекватную по отношению к тем функциям, которые ими выполняются; несмотря на мизерность доплаты, дополнительное вознаграждение повышает ответственность классных руководителей за качество работы, внимание и требовательность к их работе администрации. Опросы позволили определить приоритетные направления инновационного опыта учителей – победителей ПНПО и тенденции развития образования в Московской области на основании анализа тематики мероприятий (использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе; игровые, интерактивные, проектные и исследовательские методы обучения; здоровьесберегающие технологии; проблемное обучение; групповые формы работы; профильное обучение: разработка элективных курсов; технология «портфолио»; организация деятельности научных обществ учащихся; организация защиты проектов, конкурсов; нетрадиционные формы оценки знаний учащихся; разнообразная внеурочная деятельность; опыт проведения родительских собраний и новые формы взаимодействия с семьей; внешкольная деятельность (организация работы летних профильных лагерей).
В академии существует множество учебных программ с различной тематикой, способствующей совершенствованию воспитательной работы в школе. Например, «Мастерство организации воспитательного процесса», «Основы управления воспитательным процессом в образовательном учреждении» (кафедра управления образованием), «Музейная педагогика в образовательном процессе», «Празднично-игровые технологии в воспитательной работе» (кафедра дополнительного образования детей), «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма», «Деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников», «Инновационные средства и методы совершенствования физической культуры в школе» (кафедра человековедческих технологий), «Педагогическая поддержка детей в процессе их социализации», «Психология общения в образовательном процессе»… И учителя – победители ПНПО в качестве тьюторов, подготовленных педагогической академией, проводят в территориях проблемные семинары по вопросам подготовки и проведения ГИА и ЕГЭ, внедрению ФГОС в начальной школе.
Вот в академии стартовал очередной региональный этап конкурса «Педагог года Подмосковья-2010». Это опять-таки прекрасная возможность обогащения друг друга уникальным опытом. Это возможность услышать друг друга и проверить, слышат ли учителей дети.
Комментарии