Необыкновенный простор для потока мыслей и разных мнений открывает, казалось бы, этот простой вопрос: «Педагог – понятие круглосуточное?» Его можно рассмотреть под разным углом. Для меня же в первую очередь это вопрос графика, режима труда и отдыха.
Иоганн Вольфганг фон Гете писал: «Повседневный труд, который на меня возложен, который изо дня в день становится для меня и легче, и тяжелее, требует моего присутствия постоянно, наяву и во сне. Долг этот становится мне с каждым днем все дороже. Горячее желание, чтобы пирамида моей жизни, фундамент для которой заложили для меня другие, вознеслась как можно выше в небеса, перевешивает все остальное и не позволяет забыться ни на минуту». Пожалуй, именно эта цитата является для меня ключом к пониманию моей собственной цели в профессии: отдать все силы избранному делу, педагогике и в результате стать первоклассным специалистом.Учитель… Как гордо звучит это слово! Но сколько труда за этим стоит, я осознала в полной мере, только когда сама устроилась на работу в школу.Говорят, педагог – это не просто профессия, это нечто большее: призвание, состояние души, причем круглосуточное, потому что невозможно быть учителем с понедельника по пятницу, условно говоря, с 8.30 и до 16.00. И вместе с тем это колоссальный труд.Как сделать так, чтобы уроки были интересными, методически продуманными, необычными и запоминающимися? Чтобы на них царила рабочая атмосфера? Чтобы ученики с радостью шли на урок, на котором каждый из них был бы занят, но не потому, что «надо», а потому, что «хочу»? Как подготовить их к успешной государственной итоговой аттестации, а талантливых и мотивированных ребят – к различным конкурсам, конференциям и олимпиадам, подтянуть отстающих? Как сделать, чтобы ученики класса, в котором я классный руководитель, стали подлинным коллективом, о котором писал А.С.Макаренко? Все эти и многие другие вопросы требуют моего решения.В поисках ответов приходится много читать дома и в библиотеке, читать по педагогике, психологии, методике, классному руководству, быть в курсе самых актуальных исследований и открытий в предметной области, часами простаивать у полок в книжных магазинах, чтобы найти интересную и полезную литературу, задавать вопросы и искать на них ответы у коллег в школе, среди знакомых и на форумах в Глобальной сети.В результате моя жизнь оказалась тесно переплетенной с работой, поскольку невозможно, выйдя за порог школы, абстрагироваться и оставить «работу на работе». Она со мной везде и днем, и ночью, и в будни, и в выходные, постоянно присутствует в потоке мыслей. Рабочие программы, технологические карты, конспекты уроков, подготовка к ГИА и олимпиадам, работа с отстающими и неуспевающими, классные часы и внеклассные мероприятия, проверка тетрадей и диагностических работ, бесконечные сообщения на электронной почте и в мессенджерах, звонки родителей (законных представителей) и учеников и многое-многое другое…Вместе с тем у педагога обязательно должно оставаться какое-то время для досуга, хобби. Это, во-первых, снимает напряжение, в определенной степени предотвращает профессиональное выгорание, а во-вторых, что не менее важно, позволяет ему оставаться интересным человеком.Педагог – это всегда пример для подражания, и поэтому тоже понятие круглосуточное. 24 часа, 7 дней в неделю и 365 дней в году в школе и вне ее он обязан иметь опрятный внешний вид и достойно себя вести, а в наш век информационных технологий тщательно следить за размещаемым контентом на своей личной страничке в социальных сетях.Если вы готовы после всех проведенных уроков пойти на педсовет или провести родительское собрание, а затем, придя домой, бессонными ночами сидеть и писать конспекты, делать презентации, проверять тетради и разрабатывать дидактические материалы; если вы готовы тратить свое свободное время в выходные и праздники на посещение с учениками различных мероприятий, и в любое время суток и в любое время года вы мысленного возвращаетесь к тем или иным заботам по работе и делаете это с радостью, то я приветствую вас, коллега!
Мария ПЛАТОНОВА, учитель истории школы «ШИК 16», призер конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»
Комментарии