Пушкинская премия учителям русского языка и литературы, преподающим в школах ближнего зарубежья, была впервые вручена в мэрии Москвы.
По инициативе газеты “Труд” и “Российской газеты” при финансовой поддержке Правительства Москвы в конце 2000 года был объявлен творческий конкурс на лучшее эссе “Моя Родина – русский язык” среди школьных учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии. После 1991 года многих из них пытались уволить с работы, а то и депортировать из стран ближнего зарубежья. Основная цель конкурса – поддержать и объединить тех, кто вопреки негативным “лингвистическим” явлениям продолжает хранить и пропагандировать русский язык и литературу. Эта премия – еще и знак поддержки наших соотечественников, которые хотят получать образование на родном языке. Ведь около 20 миллионов граждан Содружества считают таким языком русский.
Оргкомитет конкурса получил сотни откликов из 14 стран СНГ и Балтии. Жюри отобрало 51 эссе. Их авторы объявлены лауреатами Пушкинской премии для педагогов-русистов в ближнем зарубежье.
Победители приняли участие в конгрессе соотечественников, а также стали почетными гостями торжественной церемонии закрытия конкурса “Учитель года России-2001”.
– Россия знала соросовских учителей, а теперь мир будет узнавать пушкинских учителей – подвижников и проводников великой русской культуры в зарубежье, – говорит председатель оргкомитета конкурса, зам. главного редактора “Российской газеты” Ядвига Юферова.
“Быть русским в нашем “близком” зарубежье нелегко. Заниматься своим любимым делом русиста – тем более, – пишет в своем эссе Галина Агаханян-Гаврилова, урожденная ленинградка, выпускница герценовского института, более 30 лет проработавшая в Армении. – Еще недавно армяне говорили на правильном, даже изысканном литературном русском, без жаргона и слов-паразитов. Печально видеть, как уровень владения языком падает. Где черпать силы для работы? Директора школ заявляют, что им хорошие учителя русского языка не нужны, главное – армянский и английский. Разумеется, время покажет, что нужно народу. Сам народ это решит”. Однажды, когда учительница вспоминала о своем блокадном детстве, пятиклассник подбежал к ней, поцеловал в щеку и воскликнул по-армянски: “Галина Борисовна, я люблю тебя! Я научусь говорить по-русски так же хорошо, как и ты. Клянусь мамой!” Ради таких минут и стоит работать.
Сергей ИВАНОВ
Комментарии