search
main
0

Клянемся ломать баранки! Заметки с уроков физики предметной номинации «Математика, физика, информатика»

В предметной номинации «Математика, физика, информатика» участвовали четыре учителя физики: Алексей Иванович Селиванов из Карачаево-Черкесской республики, Наталья Алексеевна Бочкарева из Волгоградской области, Елена Владимировна Халиулина из Иркутской области и Игорь Иванович Полищук из Курской области. Победителем в номинации стала Елена Халиулина.

Уроки проходили в московской школе №1016 с гимназическими классами. Утро для конкурсантов выдалось тягостным. Ожидание, предурочная лихорадка, перелистывание конспектов и медленное переползание стрелки часов. Одно желание: скорее бы в класс, к детям, которых увидишь скорее всего в первый и последний раз.

И вот свершилось! Играючи и непринужденно вместе с героями мультипликационных фильмов мы постигаем основы механического движения. Ученики 7-го класса вместе с Натальей Бочкаревой заглянули в гости к любимым героям – Винни-Пуху и Пятачку. На экране замелькали кадры из мультфильма и зазвучала знаменитая песенка «Куда идем мы с Пятачком? Большой, большой секрет…». На вопрос, что происходит с медвежонком и поросенком, класс оживляется, приводит разнообразные версии, приходит к заключению. «А почему часто говорят, что движение – это жизнь?» – спрашивает учитель у ребят. Перебивая друг друга, школьники приводят примеры из своего жизненного опыта. А на экране уже кадры из мультфильма «Львенок и черепаха». Именно эти герои помогли ребятам осознать такое сложное понятие, как относительность движения. «Кто сказал, что Львенок движется? А почему он покоится? Докажите!» – вновь пытается поставить в тупик детвору конкурсант. Но пытливые умы московских школьников находят выход из сложившейся ситуации, они высказывают свои предположения, которые помогают сформулировать понятие относительности движения и покоя. На экране герои мультика «Ну, погоди!». Волк и заяц иллюстрируют, скользя на коньках, следующее понятие механики – «траектория». Так незаметно пролетело время, и уже крошка Енот вместе с ребятами поет замечательную песню, финальную на этом уроке счастья: «От улыбки хмурый день светлей…».

Кто бы мог подумать, что сложную науку физику можно изучать, сидя на стульчике и попивая чай с баранками. Именно такое занятие провел Алексей Селиванов. Тема его занятия – «Физика в стакане чая» – сразу заинтересовала восьмиклассников. Ученики с учителем рассмотрели множество вопросов: «Почему чайник шумит перед кипением? Какой чайник лучше для заваривания: фарфоровый или металлический? Почему сахар растворяется в воде? Почему баранка ломается на четыре части? Как быстро можно охладить чай?» На все эти вопросы школьники отвечали, прихлебывая чай и поедая сушки. Явление диффузии Алексей Иванович продемонстрировал с помощью электронного микроскопа на большом экране.

После необычного урока так и хочется провести у себя в школе серию захватывающих уроков: «Физика в тарелке супа», «Физика на речке»… и отказаться от уже изжившей себя темы «Физика за партой». А закончил свой урок конкурсант клятвой: «Клянемся за вечерним чаем внимательно наблюдать за происходящим и ломать баранки до тех пор, пока не станет ясна суть всех физических явлений!». Эхом в классе отозвалось ребячье: «Клянемся!»

Елена Халиулина свой урок «Молекулярное строение вещества» в 7-м классе начала с вопроса: «Можно ли конфетами, которые находятся в подарочной коробке, угостить всех учеников школы?» На что последовал мгновенный ответ ребят: «Конечно, можно, но лучше отдать эти конфеты жюри». А дальше мы выяснили, что если молекулу представить в виде точки, то лягушка «вырастет» до 12 км, а муха «удлинится» до 5 км, толщина же человеческого волоса окажется 200 м. Представьте себе болотце, на котором квакают лягушки ростом с Джомолунгму и летают насекомые размером с Эверест! Как сказал великий Макс Планк, «существует лишь то, что можно измерить». Урок украсили занимательные проблемные опыты. Елена Владимировна предложила перенести тарелку без рук от одной парты к другой, используя мыло и воду; достать со дна тарелки с водой монетку, не замочив руки, используя спички и стакан. В течение нескольких минут ребята предлагали свои решения. Конечно, были ошибочные мнения, но опытный наставник помог детям выбраться из сложной ситуации. А напоследок ученики решали веселые задачи Григория Остера: «Почему, упав в речку вместе с гусем, бабушка вышла из воды мокрой, а гусь сухим? Что нужно сделать с градусником, чтобы не ходить в школу? Почему мама сразу догадалась, кто вылил на себя четыре флакона дорогих французских духов?»

«В сущности, теоретическая физика слишком трудна для физиков», – считал Давид Гильберт. Это суждение с блеском опроверг учитель физики Игорь Полищук. На своем уроке в 10-м классе преподаватель стремился научить ребят решать наиболее сложные и интересные оценочные задачи. Примером такой задачи Игорь Иванович считает оценку скорости поросенка, который движется быстрее своего визга. Вместе со школьниками конкурсант оценивал массу атмосферы и число молекул в ней. Если результат оказывался неправдоподобным, то искали новый способ решения задачи. В итоге получили практически идеальный ответ и знания, которые так необходимы для решения оценочных задач. В итоге ребята получили очень интересное домашнее задание: «Произнося ставшую крылатой предсмертную фразу, Цезарь выдохнул некоторое количество молекул воздуха. Считая эти «императорские» молекулы «неприкосновенными», не вступающими ни в какие порочащие их химические связи и равномерно распределенными в атмосфере, оцените, сколько из них попадает к вам в легкие при вдохе».

В общем, для учителей физики и ребят, присутствовавших на уроках, время пролетело весело и незаметно. Физика покорилась всем. Улыбались и члены жюри. Было приятно осознавать, что такую сложную науку можно изучать легко и непринужденно.

P.S. Не следует забывать, что главное на уроке – это здоровье наших детей. И если оно подвергается опасности, то на это необходимо обращать внимание. На некоторых уроках физики были проблемы с техникой безопасности. Когда у ребенка в руках спички, а учитель не контролирует ситуацию, когда малыши ходят по классу и разливают кипяток… Недалеко до беды! Мое мнение таково: если на уроке грозит опасность здоровью ребенка, то несмотря на то, что это конкурсный урок, его нужно прекращать.

Андрей СЕМКЕ, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года Краснодарского края-2000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте