search
main
0

Клунты, бомолохи, колонусы – ну просто цирк

Посмеяться любят все. Был бы повод. Про тех же, кто смеется без причины, говорят: “Смех без причины – признак дурачины”. Как ни странно, но именно в этой простой поговорке кроется происхождение слова “клоун”. В английском языке это слово первоначально означало шут, грубиян. По-датски “клунт” – тупица. В русском варианте оно звучит “дурачина”. Как же возникла профессия “клоун”?
Древние греки, как известно, поклонялись богам, живущим на Олимпе. Простым людям более всего был любим Дионис – бог плодородия и виноделия. Ежегодно после сбора последнего урожая вся Греция устраивала празднества в честь Диониса, дарующего плодородие и радость жизни. Молодые люди, проказники и озорники, разъезжали по деревням на телегах, выкрикивая шутки в адрес проезжих. Постепенно некоторые из этих людей стали постоянными центральными персонажами праздничных шествий Древней Греции. Они получили название “бомолохи” (попрошайки). Теоретики-искусствоведы выделяли шутки бомолоха в отдельную группу, называя их “деревенскими”. Вспомним, что и латинское слово “колонус” переводится как “деревенщина”. Постепенно образ простака-крестьянина перешел из Древней Греции в Италию, где и получил имя “колонус”. Затем это имя вошло в языки других народов Европы.
Впервые персонаж, носящий имя “клоун”, вышел на сцену английского театра в XVI веке. В пьесах театра клоун обычно играл простого человека. Выходил на сцену или в синей куртке слуги, или в красновато-коричневой куртке крестьянина. Каждый выход на сцену этого персонажа представлял самостоятельную интермедию, не связанную с содержанием пьесы. Бывало, что даже Шекспир оставлял в пьесах пустоты в расчете на то, что их заполнит клоун.
Приблизительно в то же время в Англии и Франции появляются цирки. Первый цирк современных форм открылся 7 июля 1782 года в пригороде Парижа. Его хозяином был англичанин Филипп Астлей.
Имя первого циркового клоуна – Билли Саундерс, чей дебют состоялся на манеже Астлеевского цирка.
Клоуны тех лет одновременно играли и на театральных подмостках, и на цирковом манеже. Постепенно клоуны перекочевали из театров в цирк, и само название “клоун” стало синонимом этого яркого жанра искусства.
Английские клоуны стремились приблизиться к народному зрителю.
Такова история европейского клоуна, прошедшего путь от карнавальных античных времен до манежей цирков XVIII века.
Известно, что первоисточник номера цирковых клоунов – пародия. Поначалу клоуны на манеже пародировали выступления своих коллег: дрессировщиков, наездников, акробатов, жонглеров. Наездники, акробаты, которые в силу возраста или других причин не могли больше продолжать свою прежнюю работу, становились клоунами.
Среди старинных клоунов встречались артисты, превосходно владевшие мастерством жонглеров. Клоунские пародии на работу жонглеров с течением времени обогащались новыми трюками, совершенствовались и становились полноценными комическими номерами с жонглированием. Так родился клоунский номер “Метатели шляп”, где клоуны бросали друг другу колпаки, ловили их на голову, на руки и ноги. В России с этим номером выступали артисты Донцовы, братья Оресто, трио Патти.
Юлия СЛАДКОМ╗ДОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте