Современные дети. Какие они? Что им интересно? Как помочь им найти свое место в этом мире, научить их общаться? Эти и другие вопросы встают перед современным педагогом в реалиях нашего времени.
Классические технологии социализации дошкольников не отвечают запросам современного общества. Дети живут в насыщенной информационной среде, которую им обеспечивают современные гаджеты, телевидение, Интернет и т. п. Однако живое общение в этих условиях становится «неживым». Дети утрачивают навыки коммуникации, способность разрешать самые простые конфликты, не знают, как вести себя в непредвиденной ситуации. У многих не развит навык саморегуляции поведения.
Одна из основных задач дошкольного воспитания – социализация ребенка. Для решения этой задачи наиболее интересным и доступным для современных детей способом педагоги дошкольных групп школы №1298 «Профиль Куркино» выбрали технологии эффективной социализации детей Натальи Гришаевой. На первоначальном этапе из всех предложенных автором технологий мы изучили «Клубный час». Эта новая технология позволяет эффективно сформировать и развить у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе. В условиях инклюзивного образования «Клубный час» – это прекрасный формат социализации детей с особыми образовательными потребностями. Для реализации данной технологии мы определили цели:
– воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки;
– учить детей ориентироваться в пространстве, планировать свои действия и оценивать их результаты;
– воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
– учить проявлять инициативу, заботиться об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
– учить планировать свои действия и оценивать их результаты;
– учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
– развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
– поощрять попытки осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
– приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и регуляции;
– учить решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
Педагоги по-разному восприняли нововведение. Многое было непонятным, а зачастую просто пугающим. Ведь эта педагогическая технология предполагает свободное, а главное – самостоятельное перемещение детей по всему зданию (или участку) дошкольного отделения. В течение одного часа ребята могут заходить «в гости» в кабинеты специалистов, в любые группы, в музыкальный и физкультурный залы. На самом деле все оказалось не так страшно и очень интересно.
Дети соблюдают определенные правила, которые сами же и придумывают, во всех доступных помещениях ребятам предлагаются увлекательные занятия, игры и мастер-классы. Но у нас оставались сомнения по вопросу обеспечения безопасности, так как не у всех детей саморегуляция поведения была на требуемом уровне, а кроме того, в группах есть дети с ОВЗ.
Специалисты тьюторской службы школы №1298 «Профиль Куркино» для детей с ОВЗ подготовили визуальные карточки-подсказки с правилами поведения во время «Клубного часа» и стараются максимально не сопровождать их, давая им свободу общения с другими детьми. Также мы получили неоценимую помощь и поддержку от родителей-волонтеров, которые незаметно для детей контролировали соблюдение правил поведения во время «Клубного часа».
Однако не всем родителям были понятны перемены, и для того чтобы снять тревогу и обеспокоенность, в один из выходных дней педагоги дошкольных групп школы №1298 «Профиль Куркино» организовали «Клубный час», в рамках которого взрослые могли встать на место детей, а дети выступали в роли их проводников-кураторов. В дальнейшем родители начали принимать активное участие в «Клубном часе», а многие так увлеклись, что стали предлагать темы мастер-классов и даже сами их проводили. Некоторые мастер-классы получили такую высокую оценку у детей, что их пришлось повторять несколько раз.
Разнообразие форм и тем «Клубных часов» помогает детям самостоятельно и эффективно выстраивать общение не только со своими сверстниками, но и с детьми других возрастов. Старшие дошкольники, выступая в роли волонтеров, помогают младшим ребятам перемещаться по зданию, находить интересные для них занятия и делятся с малышами своим игровым опытом естественным путем, а не по показу взрослых.
В группах практически исчезли конфликтные ситуации, с которыми раньше дети могли справиться только при помощи старших, теперь они решают их сами. Рефлексивные круги, проводимые после каждого «Клубного часа», научили ребят выражать эмоции, ощущения, желания, формулировать и высказывать свои мысли, планировать деятельность, понимать причины своих неудач, радоваться достижениям друзей. Для детей с ОВЗ круги рефлексии – важный развивающий фактор. Пространство, в котором дети с ОВЗ могут обсуждать свои чувства и переживания на равных с другими детьми, укрепляет их равный статус по отношению к остальным. Это снижает вероятность травли или какого-либо другого агрессивного отношения.
В результате применения в нашей работе этой технологии одним из неожиданных, но значимых достижений для всех нас – педагогов, детей, родителей – стало понимание общей цели, открытость образовательного пространства, возможность регулировать и трансформировать его совместными усилиями.
В ходе мероприятия между детьми и родителями происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Кроме того, «Клубный час» сближает детей внутри группы, воспитанников и воспитателей, родителей и педагогов. Он позволяет детям проявить себя, показать свой кругозор, лучшие качества, почувствовать себя успешными, создает положительный эмоциональный настрой. Дошкольники стали более открытыми и свободными в общении с детьми других возрастных групп и педагогами дошкольного отделения. Дети с ОВЗ получили равные возможности для освоения окружающего мира и взаимодействия с ним, что обеспечило им эффективную социальную адаптацию.
Наталья НЕЙХЦ, заместитель директора школы №1298 «Профиль Куркино»;
Екатерина СЛАЙКОВА, старший воспитатель школы №1298 «Профиль Куркино»;
Наталия КУЗНЕЦОВА, воспитатель школы №1298 «Профиль Куркино»
Отзывы родителей
Ирина НОРКИНА, Ирина КИРИЛЬЧИК:
– Нам, родителям, приятно отметить, что за последнее время подход к дошкольному воспитанию существенно изменился. Одним из новшеств было введение «Клубного часа», во время которого дети могут свободно перемещаться по зданию, общаясь друг с другом.
Честно признаться, мы к этому новшеству отнеслись с некоторой опаской: а нужно ли это ребенку вообще? Ведь и в своей группе можно неплохо пообщаться и с интересом провести время. Однако первый же «Клубный час» развеял наши страхи и опасения – рассказов о проведенном дне в дошкольном отделении хватило на целый вечер!
«Клубный час» у нас всегда проходит интересно и весело: рыцарский турнир для мальчиков, конкурсы для девочек, шумные спортивные состязания и веселые музыкальные посиделки.
А изготовление всевозможных аппликаций, поделок, рисунков под чутким руководством воспитателей и родителей! Это прекрасная возможность не только сделать что-то новое своими руками, но и расширить кругозор. Во время «Клубного часа» детям обязательно рассказывают что-нибудь интересное.
Отдельно стоит упомянуть «Клубный час» на открытом воздухе. Жаль, что погодные условия не позволяют это делать чаще. Игры, песни под аккордеон, спортивные соревнования – все это вызвало шквал эмоций и запомнилось надолго!
Кроме того, «Клубный час» отлично социализирует ребенка, ведь во время путешествия по зданию он общается с ребятами и воспитателями из других групп. Могу с уверенностью сказать, что моему ребенку это помогло побороть стеснительность, стать более активным и общительным. Для него теперь не составляет труда познакомиться с новым другом на детской площадке.
«Клубный час» стимулирует познавательную активность и креативность наших малышей, поскольку для удовлетворения возникающего любопытства им приходится находить новую информацию разными способами. С любыми возникающими вопросами они обращаются к взрослому. И зачастую такой взрослый – воспитатель другой группы или работник дошкольного отделения, с которым ребенок раньше не был знаком. Это неплохая возможность потренировать умение вежливо выразить свою просьбу и поблагодарить за оказанную помощь или услугу.
Обмен опытом после «Клубного часа» также дает детям возможность учиться правильно выражать свои мысли, слушать других, не перебивая, осмысливать происходящее и давать оценку своим действиям и поступкам.
Елена СОБОЛЕВА:
– Хотелось бы высказать благодарность воспитателям и коллективу дошкольного отделения школы №1298 «Профиль Куркино» за прекраснейшую идею и реализацию одной из технологий эффективной социализации детей «Клубный час».
В первый год проведения в ней участвовали мои старшие сыновья, а на следующий год присоединилась и группа младшей дочери. Все дети были в восторге. Утро пятницы дома начиналось с криков:
– Бежим быстрее в сад, сегодня же «Клубный час»!
Я как мама, которая несколько раз имела возможность провести мастер-классы в группах, могу сказать, что тоже получала удовольствие от общения детьми и такого необычного опыта. В целом считаю, что возможность такого совместного проведения времени родителей и детей очень полезна как для первых, так и для вторых.
Детки получили возможность проявить самостоятельность (ведь они передвигаются сами по зданию). Они учатся ответственно подходить к своему поведению (система кружков и возможность их лишиться очень стимулируют и дисциплинируют).
Дети сами выбирают тот или иной понравившийся мастер-класс и с большим усердием и вниманием выполняют задания взрослых.
Как мама пятерых детей, четверо из которых посещают дошкольное отделение, и участник этого проекта хочу выразить благодарность руководству и организаторам за прекрасную идею!
Эльвира ИБРАГИМОВА:
– Очень понравился этот проект, получила много положительных эмоций. Проект объединяет потенциал взрослых и детей. Дети стали более внимательными, самостоятельными, уверенными, научились регулировать свое поведение, эмоции. Они сами ходили по разным группам, помогали младшим ребятишкам передвигаться по всему заданию, при этом еще и участвовать в различных мастер-классах, выполняли разные задания, старались соблюдать все правила, чтобы не лишиться кружков. Очень любят делать каждый раз новые поделки, потом вечером с гордостью их демонстрировать. Мои детки с нетерпением каждую неделю ждут пятницу, когда проходит «Клубный час», и с удовольствием идут в свои группы. Считаю, что проект «Клубный час» очень положительно влияет на детей, учит их быть самостоятельными, отвечать за свои поступки, играть с ребятками не только своей группы, но и с младшими детьми, ребятами из других групп, свободно перемещаться по зданию.
Комментарии